Дайджест новостей COVID-19 за 09-10 августа

Пандемия COVID-19 продолжается, и сегодня, уважаемые коллеги. мы предлагаем вашему вниманию очередной дайджест наиболее интересных новостей.

Препарат, "убивающий" коронавирус

Международная группа исследователей выяснила, что препарат фенофибрат и его активная форма фенофибриновая кислота могут уничтожать коронавирус SARS-CoV-2 в клетках человека. Об этом говорится в материале, опубликованном РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Frontiers in Pharmacology1.

Фенофибрат — средство, которое используется для снижения уровня холестерина у пациентов с рисками сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые обратили на него внимание в поисках препарата, способного нарушить возможность белкового шипа коронавируса связываться с клеточными рецепторами ACE2.

Лабораторные эксперименты на клеточных культурах показали, что фенофибрат способен снизить вирусную нагрузку на 70%. При этом он показал одинаковую эффективность против большинства штаммов SARS-CoV-2. Но его эффективность против "дельта"-штамма коронавируса еще изучается.

Ученые отметили, что фенофибрат очень дешев и доступен во всем мире, поэтому в странах в странах с низким и средним уровнем дохода, а также для пациентов, которым не рекомендована вакцинация, он может быть очень полезен.

Началось применение «убийцы бактерий»

Специалисты Роспотребнадзора создают препараты против вызывающих пневмонию у пациентов на ИВЛ бактерий, которые обрели устойчивость к антибиотикам. Каждое средство разрабатывают индивидуально, с учетом особенностей организма больного и патологии – сообщают «Известия»2.

В институте им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора разработали метод так называемой персонализированной фаготерапии. Он заключается в том, что ученые в течение одной–трех недель подбирают состав, дозировку и путь введения препарата для конкретного пациента на основе бактериофагов.

С 2014 года через Научно-методический центр по изучению и идентификации бактериофагов прошло более 500 пациентов. У 84% из них спустя несколько дней такой терапии не было бактерий в инфицированном органе.

За основу исследователи берут уже готовый препарат из бактериофагов. Точный состав и штаммы производители не раскрывают: известно только общее название бактерий, против которых предназначено средство. Далее ученые проводят работу по «апгрейду» препарата.

«Сначала мы определяем, к каким штаммам бактериофагов чувствительны бактерии, убивающие пациента. Бактерии обычно уже предоставляют врачи из больницы, куда попал пациент, — их берут из пораженного органа. Мы делаем высев коктейля фагов на «газон» из бактерий в чашках Петри. Далее, после инкубации в термостате в течение нескольких часов, мы проверяем, размножаются ли фаги на данной бактериальной культуре», — рассказал заместитель директора по медицинской биотехнологии Московского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии (ФБУН МНИИЭМ) им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, руководитель Научно-методического центра по изучению и идентификации бактериофагов, профессор РАН Андрей Алешкин.

Также ученые проверяют, нет ли в сыворотке крови пациента антител к бактериофагам, которые планируют использовать в средстве.

Далее исследователи подбирают пути введения, дозу и лекарственную форму препарата, которые обеспечат максимальную доставку нужного количества фагов в очаг инфекции и их длительное нахождение в пораженном органе. Форма препарата может быть любой: таблетки, жидкость, мазь, иногда требуется и внутривенное введение.

Курение и эффективность вакцин

Японские медики выяснили, что на концентрацию антител в организме пациентов, которые привились от COVID-19 препаратом от компании Pfizer, в наибольшей степени влияет два фактора – возраст и то, курят ли они. Сообщение о результатах исследования было опубликовано информагентством ТАСС со ссылкой на статью на сайте medRxiv3.

"Если пациенты перед вакцинацией временно или постоянно прекратят курить, можно будет повысить эффективность прививок", – пишут исследователи

В ходе работы они длительное время наблюдали за уровнем антител в организме 400 медработников, которые привились двумя дозами прививки Pfizer. Ученые собирали образцы крови добровольцев через три месяца после второй дозы прививки и измеряли концентрацию антител, которые могут соединяться с частицами SARS-CoV-2. Савахата и ее коллеги изучили эти данные, сопоставив различия в долях антител с возрастом добровольцев, их полом, вредными привычками и другими побочными факторами.

Оказалось, что сильнее всего на концентрацию антител влиял возраст добровольцев и то, являются ли они активными или бывшими курильщиками. Оба этих побочных фактора снижали эффективность вакцин значительно сильнее, чем другие феномены, в том числе диабет, ожирение, гипертония или наличие аллергий.

В среднем курение снижало концентрацию антител на 140-250 условных единиц, что в некоторых случаях могло уменьшить их долю примерно на 30-50% по сравнению уровнем у мужчин и женщин того же возраста, которые никогда в прошлом не употребляли табачные изделия. Особенно негативно курение влияло на эффективность вакцинации пожилых японцев, в чьем организме изначально содержалось относительно мало антител.

При этом ученые обнаружили, что даже недавний отказ от курения приводил к тому, что доля антител в организме бывших курильщиков падала не так сильно, как у тех японских врачей, которые продолжали употреблять табачные изделия. Эту особенность следует учитывать при проведении массовой вакцинации населения, подытожили Савахата и ее коллеги.

Факторы риска постковидного синдрома

Постковидный синдром развивается далеко не у всех переболевших, но может проявиться даже у пациентов, которые перенесли заболевание легко или в бессимптомной форме, заявил РИА Новости врач-инфекционист, главный врач клинико-диагностической лаборатории "Инвитро-Сибирь", Андрей Поздняков4.

Течение самого заболевания не имеет прямого влияния на тяжесть постковидного синдрома, продолжил Поздняков, заметив, что чаще страдают уже "скомпрометированные" органы и системы.

"Один из факторов, который влияет на развитие постковидного синдрома, это иммунитет. Человек со слабым иммунным ответом чаще перенесет коронавирус легко, потому что организм не будет остро и чрезмерно реагировать. Но этот же слабый иммунный ответ способствует длительному пребыванию вируса в организме. А значит, вирус более длительный срок может способствовать поражению систем и органов", - пояснил он.

Маркером постковидного синдрома является повышение уровня антител при повторном анализе, но самое сложное для диагностики – его неврологические проявления, которые не выявляются ни лабораторными, ни инструментальными методами, заключил Поздняков.

1. Найден препарат, "убивающий" коронавирус на 70 процентов // РИА Новости (09.08.2021)