Новости
Бессимптомный атипичный тиреоидит как последствие COVID-19
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 03.11.2022
- 740
У пациентов, госпитализированных с тяжелой формой COVID-19 и не имевших в анамнезе дисфункции щитовидной железы, выявляются признаки тиреоидита, который, хотя и протекает бессимптомно, может сохраняться в течение года после заражения, согласно исследованию, которое дополняет доказательства комплексного вовлечения щитовидной железы в COVID-19. Краткий обзор результатов этого исследования был недавно опубликован на медицинском портале Medscape1.
"Насколько нам известно, эти результаты являются новыми", - рассказала Medscape Medical News первый автор Илария Мюллер, доцент кафедры эндокринологии факультета клинических наук и общественного здравоохранения Миланского университета, Италия. "В настоящее время мало публикаций о долгосрочном наблюдении за функцией щитовидной железы после тяжелого заболевания COVID-19, а мы наблюдали за пациентами до 1 года после заражения".
Мюллер и ее команда ранее наблюдали, что у пациентов, госпитализированных в отделение интенсивной терапии с COVID-19, часто были низкие уровни тиреотропного гормона (ТТГ) в сыворотке крови, с повышением концентрации свободного тироксина или без него, что указывает на тиреотоксикоз.
Расследуя эти случаи, они обнаружили, что бессимптомный атипичный тиреоидит встречается у пациентов, госпитализированных с тяжелой формой COVID-19. Атипичный тиреоидит несколько чаще встречался у мужчин и был связан с лимфопенией.
Чтобы продолжить изучение этих случаев и наблюдать за пациентами в течение 1 года, команда провела лонгитюдное исследование с участием 183 пациентов, госпитализированных с тяжелой формой COVID-19 в Италии. Пациентам, у которых в анамнезе не было диагностированной дисфункции щитовидной железы, была проведена оценка функции щитовидной железы по маркерам в сыворотке крови, уровню аутоантител и маркеров воспаления.
На исходном этапе у 10% пациентов был обнаружен тиреотоксикоз, а ультразвуковое исследование, проведенное в течение 2-3 месяцев после заражения у 65 пациентов, показало, что у 18 (28%) из них в щитовидной железе были участки воспаления. Важно отметить, что у 60% пациентов с очагами тиреоидита был низкий уровень ТТГ, в то время как у 25% уровень ТТГ был нормальным (Р = 0,034).
Кроме того, у пациентов с признаками воспаления щитовидной железы чаще наблюдались повышенные концентрации FT4 в сыворотке крови (Р = 0,018) и более высокие уровни интерлейкина-26 (Р = 0,016) по сравнению с теми, у кого были нормальные показатели УЗИ.
В ходе дальнейшего наблюдения, среди 15 пациентов, которые были обследованы через 6 месяцев, у большинства (13 (87%)), все еще сохранялись участки воспаления в щитовидной железе. На сроке наблюдения 12 мес. у 6 из 12 (50%) по-прежнему выявлялись участки воспаления, хотя они и уменьшились в размерах.
Следует отметить, что признаки тиреоидита при визуализации сохранялись, даже несмотря на то, что уровень ТТГ у пациентов быстро нормализовался в конце острого периода коронавируной инфекции и оставался нормальным до 1 года наблюдения.
У пациентов не наблюдалось явного развития антител к тиреоглобулину, антител к тиреопероксидазе или антител к рецептору ТТГ.
Мюллер отметила, что природа и последствия персистирующего тиреоидита остаются неопределенными. "Эти участки тиреоидита, вероятно, являются своего рода "иммунологическим рубцом" от предыдущей инфекции SARS-CoV-2", - объяснила она. "Мы все еще не знаем, есть ли клинические последствия, даже если они кажутся маловероятными".
Причины, по которым у одних пациентов развивается атипичный тиреоидит, а у других нет, пока неясны, и команда Мюллер продолжает расследование. Важно отметить, что аналогичные эффекты были связаны с другими тяжелыми инфекциями, а не только с COVID-19. "Хорошо известно, что при классическом подостром тиреоидите, вызванном другими вирусными инфекциями, участки тиреоидита сохраняются в течение нескольких месяцев, поэтому это явление может быть не уникальным для COVID-19", - пояснила она.