Новости
Анестезиология и реаниматология: обзор отечественных публикаций. Июнь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 26.06.2022
- 698
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Актуальность. В последнее десятилетие произошло переосмысление ценности нутритивной поддержки у пациентов отделения интенсивной терапии новорожденных. Согласно Американским и Европейским рекомендациям по нутритивной терапии, энтеральное кормление является предпочтительным методом питания для пациентов с функционирующим желудочно-кишечным трактом. Недоношенные дети в критическом состоянии, как правило, имеют низкую толерантность к энтеральной нагрузке при гастральном кормлении. Обширные исследования показывают, что использование транспилорического кормления сопоставимо по эффективности с оперативной фундопликацией. Наиболее часто для подтверждения правильного положения транспилорического зонда используется рентгенологический метод контроля.
Цель исследования. Повышение эффективности контроля положения транспилорического зонда.
Материалы и методы. Все пациенты, включенные в исследование, имели низкую толерантность к энтеральной нагрузке при кормлении через гастральный зонд. Использование ультразвукового контроля при проведении данной манипуляции обеспечивало альтернативный метод контроля положения зонда без необходимости облучения пациента. Перед процедурой установки зонда пилорический канал и постпилорическая область были визуализированы у 100% пациентов.
Результаты. После проведения манипуляции, по данным сонографии, у 94,1% пациентов зонд для кормления находился за пределами пилорического отдела желудка (в двенадцатиперстной кишке). Более чем в половине наблюдений имело место полное совпадение заключений рентгенографии и ультразвукового исследования. В 41,2% случаев рентгенолог не смог определить точное расположение дистального конца зонда между отделами двенадцатиперстной и тощей кишки.
Выводы. Постановка питательного зонда за пределами привратника у тяжелобольных младенцев и новорожденных может привести к улучшению результатов лечения. Полученные данные свидетельствуют, что ультразвуковая визуализация зонда статистически достовернее рентгенологического контроля. Использование ультразвука для визуализации процесса установки питательного зонда за пределы привратника может исключить дополнительное использование рентгенографии.
Цель исследования: изучить прогностическую значимость отношения абсолютного числа нейтрофилов к лимфоцитам (ОНЛ) и тромбоцитов к лимфоцитам (ОТЛ) в оценке риска сердечно-сосудистых осложнений (ССО) при некардиальных оперативных вмешательствах.
Материал и методы. Обследовали 85 больных в возрасте 66 [61‒70] лет, которым выполняли плановые сосудистые операции.
Результаты. Сопутствующие заболевания системы кровообращения были диагностированы у 98,8%. ОТЛ < 91,2 усл. ед. с чувствительностью 60% и специфичностью 67,8% было ассоциировано с сахарным диабетом (p=0,0022). ССО были зарегистрированы у 9,3% больных. ОНЛ явилось независимым предиктором ССО: отношение шансов (ОШ) 5,216; 95%-ный ДИ 1,246–21,826; p = 0,005. ОНЛ > 2,1 усл. ед. дискриминировало ССО с чувствительностью 75% и специфичностью 75%. ОТЛ также было предиктором ССО: ОШ 1,0111; 95%-ный ДИ 1,0001–1,0223; p =0,027. ОТЛ > 105,5 усл. ед. выделяло больных с NT-proBNP ≥ 650 пг/мл с чувствительностью 75,0% и специфичностью 61,8%.
Заключение. ОНЛ и ОТЛ могут использоваться для выявления больных с повышенным кардиальным риском в сосудистой хирургии. Целесообразны дальнейшие исследования в этом направлении.
Актуальность. В кардиоанестезиологии на данный момент единая тактика респираторной поддержки в период искусственного кровообращения (ИК) не определена.
Цель исследования. Изучение возможных вариантов респираторной поддержки в период ИК и выявление наиболее эффективного метода, способного уменьшить частоту развития послеоперационных легочных осложнений.
Материалы и методы. В пилотное исследование включили 90 кардиохирургических пациентов, которых разделили на группы. В группе CPAP (постоянное положительное давление в дыхательных путях) во время ИК обеспечивали положительное давление в дыхательных путях 5 см вод. ст. В группе VC продолжали искусственную вентиляцию легких в период ИК редуцированным дыхательным объемом 3 мл/кг, ЧДД 6 мин-1, РЕЕР 5 см вод. ст. В группе апноэ пациентам не проводили респираторную поддержку (разгерметизировали дыхательный контур).
Результаты. В группе апноэ и группе СРАР на этапе окончания ИК отметили снижение ИО по сравнению с исходными значениями. В группе апноэ с 316,31±81,76 до 230,10±102,48, в группе с СРАР 319,37±80,01 до 223,17±152,36 (р<0,001). В группе VC статистически значимых изменений данного показателя не отметили. Частота применения рекрутмент-маневров после окончания ИК для коррекции нарушенной оксигенирующей функции легких была максимальной у пациентов группы апноэ — 22 случая (73%), в группе СРАР она составила 13 случаев (43%), а в группе VС — 5 (16%) (р<0,001). Частота развития ателектазов легких по данным Rg-исследований в послеоперационном периоде в группе апноэ, СРАР, VC составило 47; 37; 10% соответственно, и также статистически различалась (р=0,006).
Заключение. Методикой выбора респираторной поддержки у кардиохирургических пациентов во время ИК является малообъемная вентиляция легких.
Цель исследования: Изучить и оценить влияние ингаляционных анестетиков (севофлурана, изофлурана) на показатели гемодинамики и послеоперационного восстановления при многокомпонентной ингаляционной анестезии.
Материалы и методы. Выборка составила 30 пациентов, поступивших в хирургическое отделение с диагнозом К81.0 (Острый холецистит) и K43.0 (Грыжа передней брюшной стенки). Всем пациентам проводилась индукция на основе смеси кетамина и пропофола (кетофол) + опиоидный анальгетик (фентанил), дозировки подобирались индивидуально в зависимости от массы тела пациента и исходной гемодинамики с последующей интубацией трахеи и переводом на ИВЛ. Далее пациенты были случайным образом разделены на две группы: 1-группа получала для поддержания анестезии изофлуран, 2-группа севофлуран. У каждого пациента оценивались такие показатели, как ЧСС, АД на всех этапах оперативного вмешательства, показатели послеоперационного восстановления и осложнения в этом же периоде.
Результаты. Не выявлено значительных отклонений от нормы в ЧСС и АД на всех этапах операции, и данные показатели статистически не различались между двумя группами.
При оценке показателей пробуждения и восстановления после оперативного вмешательства различались. Так в группе, где применялся севофлуран, было достоверно ниже по сравнению с группой с изофлураном время восстановления самостоятельного дыхания, время до экстубации трахеи, время перевода в палату хирургического отделения. Что касается послеоперационных осложнений, не выявлено статистически значимых различий в частоте встречаемости послеоперационного кашля, тошноты и рвоты. В группе, где применялся изофлуран, синдром послеоперационного возбуждения после пробуждения возникал у 20% пациентов - ни у одного пациента из группы, где применялся севофлуран, данные различия были статистически значимы (р < 0,05).
Вывод: при применении севофлурана выявлено более быстрое восстановление после анестезии при отсутствии послеоперационного возбуждения по сравнению с использованием изофлурана и одинаковая частота послеоперационного кашля, тошноты и рвоты. Использование севофлурана в практике хирургических плановых операций у взрослых пациентов может обеспечить эффективную, адекватную и безопасную анестезию.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.