Аллергология: обзор зарубежных новостей. Июль-2023

Приветствуем всех коллег-аллергологов (и не только) в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором зарубежных новостей за июль.

1. Sublingual immunotherapy improves bronchial epithelial antiviral resistance (Gawel R.)

Согласно исследованию, опубликованному в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine, сублингвальная иммунотерапия при астме, вызванной аллергией на клещей домашней пыли, улучшает противовирусную устойчивость эпителия бронхов к вирусной инфекции. Эти результаты могут объяснить, почему это лечение эффективно в снижении обострений атопической астмы, пишут авторы.

В исследовании "Влияние иммунотерапии аллергенами на противовирусный иммунитет у пациентов с аллергической астмой", также известном как исследование VITAL, приняли участие 20 взрослых, которые получали сублингвальную иммунотерапию от клещей домашней пыли (HDM-SLIT), и 19, которые получали плацебо, обе группы – в течение 24 недель, при этом 18 пациентов в каждой группе выполнили полный протокол.

На 24-й неделе в целом, HDM-SLIT значительно усиливал экспрессию генов бронхиального эпителия, индуцированную поли (I:C) IFN-бета, IFN-лямбда и IL-6 в дополнение к высвобождению белка IFN-бета. Кроме того, в эпителиальных клетках, пораженных поли(I:C), отмечалась сниженная экспрессию гена IL-33.

В обеих группах были отмечены улучшения показателей опросника контроля астмы, опросника качества жизни при астме и опросника качества жизни при риноконъюнктивите, но без каких-либо различий между группами.

Кроме того, в группе лечения наблюдалось повышение общего IgE (Р < .001), IgE Dermatophagoides pteronyssinus (Р < .001) и Dermatophagoides farinae (Р < .001), в дополнение к блокированию IgG и IgE-блокирующего фактора.

Группа лечения сообщила об одном пациенте с ангионевротическим отеком языка или губ после начала лечения и о другом, у которого развился плеврит и который был госпитализирован после бронхоскопии. В группе плацебо у одного пациента развился пиелонефрит.

По словам исследователей, эти результаты указывают на то, что HDM-SLIT повышает противовирусную резистентность IFNs, но вызывает неоднозначные реакции, связанные с воспалительной толерантностью эпителия к вирусной инфекции. Исследователи пришли к выводу, что иммунотерапия от аллергии может помочь предотвратить обострение и респираторные инфекции у пациентов с HDM-аллергической астмой.

2. Asthma Severity, Exacerbations Increase With RV Infection (Kamps T.L.)

Введение. Иммунологические и количественные анализы мРНК подтверждают патогенетическую роль гистамин-рилизинг-фактора (ГРФ), его взаимодействие с HRF-реактивным иммуноглобулином (Ig)–E и риновирусом (РВ) при обострении астмы.

Материалы и методы. Клинические данные здоровых лиц контрольной группы (ЗКГ) были сопоставлены с данными пациентов с астмой для трех различных когорт, набранных в рамках программ, проводимых в США – в Питтсбурге, Бостоне и Вирджинии Когорты различались главным образом по общему числу участников, среднему возрасту, описанию тяжести астмы, результатам анализа на РВ и длительности наблюдения.

Результаты. Уровни ГРФ-реактивного IgE и общего IgE в сыворотке крови были значительно выше у пациентов с тяжелой формой астмы, чем у людей из ЗКГ, и демонстрировали тенденцию к росту по мере увеличения тяжести заболевания. Уровни ГРФ-реактивных IgG и IgG1 в сыворотке крови были ниже у людей с астмой, чем у лиц из ЗКГ.

Люди с астмой с высоким уровнем ГРФ-реактивного IgE по сравнению с людьми с низким уровнем, как правило, выделяли больше триптазы простагландина D2 при стимуляции клеток BAL анти-IgE.

Инфекция РВ индуцировала секрецию ГРФ как из клеток респираторного эпителия, выращенных in vivo, так и in vitro, и была связана с более высокими уровнями ГРФ–IgE во время обострений астмы по сравнению с после разрешения.

Выводы. Ингибирование взаимодействия ГРФ и ГРФ-реактивного IgE "может быть профилактической/терапевтической целью" при тяжелых и вызванных РВ обострениях астмы.

3. Study shows maternal diet could reduce childhood asthma risk (QIMR Berghofer).

Новое исследование показало, что диета с высоким содержанием клетчатки у кормящих матерей потенциально может защитить грудных детей от серьезных респираторных заболеваний, таких как астма.

В доклиническом исследовании, опубликованном в журнале Immunity, исследователи продемонстрировали, что диета, богатая клетчаткой, помогает снизить риск развития у них тяжелых инфекций нижних дыхательных путей, которые могут предрасполагать ребенка к хроническим заболеваниям легких. Первые результаты могут привести к изменению рекомендаций для кормящих матерей, а также к модификации детских смесей для обеспечения аналогичного защитного эффекта.

"В доклинических моделях мы обнаружили, что пищевые волокна влияют на состав микробиоты материнского молока, что, в свою очередь, влияет на развитие микробиоты кишечника ребенка. Когда кормящая мать придерживается диеты с высоким содержанием клетчатки, здоровая микробиота ее молока запускает процесс, способствующий развитию важной популяции иммунных клеток. Мы определили, что микробы взаимодействуют с клетками, выстилающими кишечник, и эти клетки затем вырабатывают фактор роста, который поддерживает иммунные клетки в костном мозге. Затем эти иммунные клетки защищают ребенка от тяжелых инфекций нижних дыхательных путей» - отметил один из авторов исследования.

Он также сказал, что полученные результаты свидетельствуют о том, что исследователи могут быть в состоянии предотвратить астму, если они смогут идентифицировать полезные микробы грудного молока, которые вызывают иммунную устойчивость ребенка к заболеваниям нижних дыхательных путей.

"Конечным результатом мог бы стать целевой пробиотик, который можно было бы давать всем грудным детям, и в частности тем, кого кормят детскими смесями, для обеспечения оптимального развития их иммунной системы а и снижения заболеваемости различными заболеваниями", - добавил он.

4. Basophil Activation Test Promising and Accurate Diagnostic Tool for Egg Allergy (Kohli K.K.)

Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Allergy And Clinical Immunology, проведенное исследователями Лондонской школы естественных наук Королевского колледжа, предполагает, что тест на активацию базофилов (BAT) является высокоточным инструментом диагностики пищевой аллергии, в частности аллергии на яйца. Полученные результаты бросают вызов общепринятому мнению о том, что двойное слепое плацебо-контролируемое исследование пищевых проблем (DBPCFC) является золотым стандартом диагностики пищевой аллергии.

Исследователи стремились оценить диагностическую точность BAT по сравнению с другими тестами, обычно используемыми для диагностики аллергии на яйца, такими как кожные прик-тесты (SPT) и тестирование на специфический иммуноглобулин E (SiGe). Они провели перекрестное диагностическое исследование с участием детей с подозрением на IgE-опосредованную аллергию на яйца, коровье молоко, кунжут или орехи кешью. Участники исследования прошли различные тесты и процедуры, включая DBPCFC, BAT, SPT, клинические оценки и специфическое тестирование на IgE.

Результаты исследования показали, что BAT превзошел другие тесты в точной диагностике аллергии на яйца. BAT продемонстрировал самую высокую диагностическую эффективность у детей в возрасте до 2 лет, с площадью под кривой (AUC) 0,867 (AUC - это показатель способности теста различать людей с аллергией и без нее).

Когда были применены ограничения чувствительности и специфичности, равные 100%, диагностическая точность BAT достигла 100%. Это означает, что тест смог правильно идентифицировать все случаи аллергии на яйца без каких-либо ложноположительных или ложноотрицательных результатов.

Исследователи осветили клинические последствия своих выводов, подчеркнув, что BAT обеспечивает более безопасный и комфортный диагностический процесс для пациентов. Уменьшая зависимость от DBPCFC, которая может привести к аллергическим реакциям различной степени тяжести, BAT предлагает более надежный и эффективный метод диагностики аллергии на яйца. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что BAT может стать ценным инструментом в сокращении количества ненужных исследований, которые могут отнимать много времени и быть инвазивными.

Тем не менее, авторы считают, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить эти выводы и изучить применение BAT в диагностике других пищевых аллергий. Использование BAT в клинической практике могло бы значительно улучшить ведение и лечение пищевой аллергии, что привело бы к лучшим результатам для пациентов.

Наш обзор завершен. До новых встреч.

1. Gawel R. Sublingual immunotherapy improves bronchial epithelial antiviral resistance // Healio (20.07.2023)