Новости
Аллергология: обзор отечественных публикаций. Май
- 27.05.2021
- 872
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Начнем с публикаций, посвященных бронхиальной астме.
1. Гипертрофические и полипозные изменения синоназальной слизистой оболочки у детей с атопической бронхиальной астмой и аллергическим ринитом (Ерусланкин Н.И., Вагина А.А., Красильникова С.В. и др.).
Авоторы первой статьи во введении напоминают, что гипертрофические и полипозные изменения синоназальной слизистой оболочки (ССО) у пациентов с бронхиальной астмой (БА) и аллергическим ринитом (АР) негативно влияют на течение этих заболеваний1. Дебют их формирования может наблюдаться уже в детском возрасте, но точная информация о течении данной патологии у детей с БА и АР в настоящее время отсутствует. Не изученными являются также и особенности системной иммунной регуляции у этих пациентов.
Цель исследования. Изучить влияние гипертрофических и полипозных изменений ССО на клинические характеристики АР у детей с БА и на их взаимосвязь с содержанием сывороточных иммуноглобулинов А, М, G и E.
Материалы и методы. Авторы обследовали 137 пациентов с атопической БА и АР в возрасте 10,0 [7,0; 13,0] лет, из них мальчиков— 75,2% (103/137). Пациентам проводили рутинный осмотр ЛОР-органов и видеоэндориноларингоскопию, по показаниям — КТ околоносовых пазух. Определение содержания общего IgE, а также IgА, IgМ, IgG в сыворотке крови проводили иммуноферментным методом «ВекторБест» (Россия).
Результаты. У 19,7% (27/137) детей выявлены изменения ССО в виде локальной гипертрофии медиальной поверхности носовых раковин, у 10,9% полипозные изменения ССО. Данные изменения ССО статистически значимо чаще встречались у пациентов со среднетяжелым и тяжелым течением АР.
Содержание сывороточного общего IgE и IgМ было сопоставимо у детей с отсутствием и наличием синоназальной гипертрофии. При этом содержание сывороточного IgA у детей с синоназальной гипертрофией оказалось статистически значимо выше, а содержание сывороточного IgG имело отчетливую тенденцию к повышению по сравнению с детьми, не имевшими гипертрофических изменений ССО.
Заключение. Течение АР у детей с БА может сопровождаться формированием гипертрофических и полипозных изменений ССО, которые ассоциированы с более тяжелым течением АР и с повышенной экспрессией синоназальных симптомов. У детей с гипертрофическими изменениями ССО выявлен статистически значимо более высокий уровень общего сывороточного IgA по сравнению с детьми, не имеющими гипертрофии ССО. По-видимому, пациенты с БА и АР, имеющие гипертрофические изменения ССО, имеют уникальный системный иммунологический профиль, требующий серьезного изучения.
2. Коморбидная патология у пациентов с бронхиальной астмой: обзор литературы (Трибунцева Л.В., Будневский А.В., Иванчук Ю.С.).
Авторы следующей публикации провели обзор литературы, в котором приводятся результаты исследований, посвященных изучению распространенности коморбидной патологии у пациентов с бронхиальной астмой (БА), а также половым и возрастным характеристикам сопутствующих заболеваний у таких пациентов2. В качестве обоснования актуальности этого исследования они приводят тезис о том, что более половины пациентов с БА страдают от наличия сопутствующей патологии, которая отрицательно сказывается на клиническом течении астмы, а также уровне качества жизни.
В результате проведенного анализа литературы авторами было установлено, что количество хронических сопутствующих заболеваний увеличивается с возрастом – у пациентов с БА в возрасте 75 лет и старше отмечается в среднем до 5 коморбидных состояний. Наиболее часто встречающимися заболеваниями, распространенность которых увеличивается с возрастом, являются сердечно-сосудистые, офтальмологические и отоларингологические заболевания и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Авторы также установили, что пациенты женского пола с бронхиальной астмой, как правило, чаще страдают от наличия сопутствующих заболеваний, а также имеют в среднем большее количество коморбидных патологий по сравнению с мужчинами. Коморбидными заболеваниями с наибольшей разницей в распространенности по полу являются рецидивирующая инфекция мочевыводящих путей, заболевания щитовидной железы, мигрень и остеопороз, которые преобладают у женщин.
Среди факторов и механизмов, оказывающих влияние на наличие и течение сопутствующей патологии у пациентов, страдающих бронхиальной астмой, авторы выделили факторы, оказывающие влияния до рождения и в раннем детстве, системное воспаление, гиперинсулинемию, лейкотриены и митохондриальную дисфункцию.
В заключении они резюмируют, что, несмотря на обширный объем данных, результаты исследований зачастую достаточно противоречивы, необходимо дальнейшее изучение механизмов, лежащих в основе взаимосвязи коморбидной патологии и бронхиальной астмы
От обсуждения проблем бронхиальной астмы перейдем к другим актуальным вопросам аллергологии.
3. Роль аллергозов в диагностике и лечении ВИЧ-инфекции (по данным метаанализа) (Нора С.А., Архипов Г.С., Кропачев И.Г., Архипова Е.И.).
Авторы статьи представили краткий литературный обзор имеющихся научных данных о развитии аллергических реакций на фоне ВИЧ-инфекции3. В первой части статьи рассмотрены основные статистические сведения по ВИЧ-инфекции и аллергическим заболеваниям на территории Российской Федерации. Далее авторы приводят сведения о развитии аллергических реакций у ВИЧ-инфицированных пациентов на основании клинических и лабораторных данных.
При этом особое внимание они уделяют лекарственной аллергии у ВИЧ-инфицированных, так как аллергические реакции на определенные лекарственные препараты могут усложнить подбор антиретровирусной терапии и лечения коморбидных состояний. Лекарственная аллергия рассмотрена для каждой из основных групп лекарственных препаратов, применяемых для антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных пациентов, приведены конкретные примеры антиретровирусных препаратов, на которые чаще всего развивается аллергическая реакция.
Кроме того, авторы подчеркивают, что не только антиретровирусная терапия способна вызывать аллергические реакции у ВИЧ-инфицированных пациентов. Так, при профилактике туберкулеза изониазидом возможно развитие аллергических реакций. Как показано в одном из исследований, у 0,25% пациентов, получавших изониазид по профилактической схеме, развилась аллергическая сыпь. Противогрибковые средства также могут вызывать аллергические реакции у ВИЧ-инфицированных пациентов. В некоторых исследованиях были отмечены аллергические реакции в виде макулопапулезных сыпей, диффузной эритемы, ангиодермии, синдрома Стивенса— Джонсона в ответ на назначение флуконазола.
4. Антилейкотриеновые препараты в лечении рецидивирующего ларинготрахеита у детей для профилактики бронхообструкции (Чувирова А.Г., Ярцев М.Н.).
В следующей статье рассматривается такая важная междисциплинарная проблема как острый ларинготрахеит (ОЛТ)4. Авторы во введении отмечают, что аллергическая сенсибилизация при повторных эпизодах ОЛТ у детей оказывает влияние на терапевтические алгоритмы, хотя остается малоизученной.
Целью исследования было изучение возможности назначения антилейкотриеновых препаратов у детей с повторными эпизодами острого ларинготрахеита для профилактики бронхообструкции.
Материалы и методы. Авторы обследовали 120 детей с повторными эпизодами ОЛТ на начало наблюдения в возрасте 3–9 лет. Аллергодиагностика включала: сбор аллергологического анамнеза, постановку кожных проб (prick-тестов), определение общего и специфических сывороточных IgE.
Дети были разделены на 2 группы:
I группа — 80 детей, в составе которой было 40 детей с аллергическими заболеваниями АЗ (Ia группа) и 40 детей без АЗ (Iб группа) получали традиционную терапию ОЛТ по стандартам.
II группа — 40 человек с АЗ дополнительно получали монтелукаст курсами вне обострения ОЛТ.
Группы были сходны по полу, возрасту и АЗ. Дети наблюдались у аллерголога в течение 5 лет.
Результаты. В Iа группе диагностированы следующие АЗ: круглогодичный аллергический ринит/сезонный аллергический ринит у 40 (100%) детей, атопический дерматит у 20 (50%), сочетание аллергического ринита и атопического дерматита у 10 (25%) детей. Во II группе спектр и степень тяжести АЗ были сходными на начало наблюдения: у 40 (100%) детей аллергический ринит/сезонный аллергический ринит, у 22 (55%) — атопический дерматит и у 12 (27,5%) — их сочетание.
Уровень общего IgE у детей колебался от 50 до 2000 МЕ/мл в Iа и от 70 до 1500 МЕ/мл во II группе, отмечена полисенсибилизация (бытовые, пыльцевые, грибковые аллергены); при этом спектр сенсибилизации был сходным, грибковая сенсибилизация не доминировала. В Iб группе АЗ не диагностированы, сенсибилизация не определена.
Через 3 года лечения и наблюдения выделены дети с повторными эпизодами ОЛТ в сочетании с бронхиальной астмой (БА) или в сочетании с бронхитом с бронхооструктивным компонентом. У пациентов с АЗ число эпизодов ОЛТ и частота БА в Ia группе достоверно выше в сравнении со II группой, получавшей монтелукаст. Через 3 года число детей без эпизодов ОЛТ в год достоверно выше во II группе в сравнении с Ia и Iб группами. В группах детей, не получавших монтелукаст, достоверно выше число пациентов с положительной пробой на «скрытый бронхоспазм» и снижением показателя ОФВ1, а также число эпизодов «свистящего дыхания», длительность кашля.
Выводы. За 3 года лечения и мониторинга наблюдается формирование БА у 13 (32,5%) детей с АЗ, не получавших, и у 6 (15%) детей с АЗ, получавших монтелукаст, разница достоверна. Назначение монтелукаста в комплексном лечении приводит к достоверному уменьшению числа эпизодов ОЛТ и бронхообструкции в год, длительности кашля и числа эпизодов «свистящего» дыхания. Детям с повторными эпизодами ОЛТ в сочетании с сопутствующими АЗ, семейным анамнезом, отягощенным по атопии, рекомендуется наблюдение аллерголога.
5. Гипериммуноглобулинемия Е: причины, иммунологические механизмы, диагностическая значимость, показания к оптимизации терапии (Беловолова Р.А., Маврина Л.В., Беловолова Е.В., Овсянникова М.Ю.).
Авторы следующей статьи во введении напоминают, что повышение уровня общего IgE встречается при аллергических заболеваниях, патогенез которых связан с формированием гиперчувствительности немедленного типа, при первичном иммунодефиците — болезнь Иова (Джоба), глистной инвазии и некоторых других патологических состояниях5.
В работе показано, что у некоторых детей с нефротическим синдромом без признаков аллергии формируется гипериммуноглобулинемия класса Е, которая ассоциирована с иммунологическими нарушениями и стадией нефротического синдрома. Дополнение к базовой терапии десенсибилизирующих и антилейкотриеновых препаратов повышает эффективность лечения, что сопровождается улучшением самочувствия, уменьшением выраженности воспалительной реакции.
6. Helicobacter pylori и ее роль в течении хронической крапивницы у детей (Назаретян В.Г., Шаншоева Н.Ш., Боровлева Л.И.).
Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи отмечают, что крапивница в настоящее время считается одной из наиболее распространенных заболеваний кожи у детей – по разным данным, до 35% детей хотя бы 1 раз перенесли эпизод крапивницы, при этом, этиологический фактор можно было установить только в половине случаев6. В последнее время особое внимание уделяется роли хеликобактерной инфекции и ее влияние на течение крапивницы у детей. Данных о распространенности H. pylori у детей с хронической крапивницей довольно мало, но ряд исследований показа значительное число инфицированных H. Pylori детей, больных хронической крапивницей.
Основываясь на этих предпосылках, исследователи провели обследование детей в возрасте от 6 до 17 лет с острой (12 чел.) и хронической рецидивирующей (66 чел.) крапивницей. Детям с хронической крапивницей и рецидивирующими аллергическими отеками проведено комплексное обследование органов желудочно-кишечного тракта, ИФА исследование крови на антитела к Helicobacter pylori (H. pylori).
Результаты. По результатам ФЭГДС патология верхнего отдела пищеварительного тракта была выявлена у 60% детей, страдающих хронической крапивницей. Из них у 80% детей наблюдались сочетанные поражение желудка и двенадцатиперстной кишки.
Повышенный титр антител IgG к H. pylori в крови был выявлен у 12 (52%) обследованных детей.
Всем детям с лабораторно подтвержденной хеликобактерной инфекцией был проведен 7-10-и дневный курс эрадикационной терапии тремя препаратами по схеме: De-Nol®, нифурател, амоксициллин+клавулоновая кислота. Дети, анализ крови у которых показал отсутствие хеликобактерной инфекции получали антацидный препарат.
Через месяц после лечения у 9 из 10 детей с хронической крапивницей, получивших эрадикационную терапию против H. рylori, полностью отсутствовали жалобы на боли в животе. Полное отсутствие рецидивов уртикарных высыпаний в течение 6 мес. наблюдали у 3 детей, получивших тройную терапию против H. рylori. Через 6 месяцев после проведенного курса эрадикации были отмечены рецидивы крапивницы у 4 пациентов, у двоих через 1 год, и у одного ребенка тяжелое обострение крапивницы произошло через 1 месяц после проведения курса эрадикации H. рylori.
На основании полученных данных авторы сделали вывод, что одним из факторов, утяжеляющих течение хронической крапивницы и ухудшающих ее прогноз, является наличие у больного ребенка сопутствующей хронической патологии желудочно-кишечного тракта, а также инфицирование H. pylori.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч в июне.