Новости
Аллергология: обзор отечественных публикаций. Август-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 27.08.2022
- 583
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Ознакомьтесь пожалуйста с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Введение. В Руководстве Европейской академии аллергологии и клинической иммунологии (EAACI) по биологической терапии бронхиальной астмы (БА) сделан акцент на необходимости уточнения алгоритмов назначения биологических препаратов с выделением предикторов ответа и определением сроков его достижения с учетом коморбидности. Омализумаб – рекомбинантное гуманизированное моноклональное анти-иммуноглобулин-Е(IgЕ)-антитело класса IgG1, используемое для лечения тяжелой рефрактерной атопической БА (АтБА) и целого ряда IgE-опосредованных заболеваний. Омализумаб имеет наибольший опыт применения по профилю «аллергология и иммунология». Важно, что детальное описание портретов пациентов-«неответчиков» позволит своевременно пересмотреть терапию и рационально планировать индивидуальный курс лечения, что является необходимым условием применения таргетной терапии. Используя рутинные методы, возможно провести оптимальное обследование для фенотипирования гетерогенной когорты пациентов с тяжелой БА.
Цель. Выявить предикторы отсутствия ответа на анти-IgE-терапию омализумабом пациентов с тяжелой АтБА и установить оптимальные сроки оценки эффективности с помощью ретроспективного анализа данных регистра по биологической терапии по профилю аллергологии и иммунологии в условиях реальной клинической практики.
Материалы и методы. Ретроспективное одноцентровое регистровое исследование проводилось на базе специализированного референс-центра в период с июня 2017 по август 2021 г. Из клинико-динамической наблюдательной системы «Регистра биологической терапии по профилю аллергологии-иммунологии» отобраны 135 пациентов с тяжелой АтБА с причинно-значимой круглогодичной сенсибилизацией, получавших омализумаб в соответствии с рекомендациями актуальной версии GINA. Режим дозирования и кратность введения омализумаба соответствовали инструкции по применению препарата. Оценка эффективности терапии проводилась во временных точках 4, 6 и 12 мес. Пациенты в процессе терапии условно подразделялись на «ответчиков» и «неответчиков» по критериям: показатель по опроснику АСТ менее 19 и/или разница между инициальным показателем АСТ и данным показателем в динамике менее 3 баллов; данные функции внешнего дыхания (объем форсированного выдоха за 1-ю секунду менее 80%); сочетание двух перечисленных критериев.
Результаты. Выделены разнородные подгруппы пациентов, отличающиеся по срокам недостижения ответа, а также достигающие критериев «неответчиков» на лечение, причем информативность модифицируемых и немодифицируемых факторов отличалась в разных точках динамического наблюдения. В ходе анализа сконструированы 2 профиля пациентов-«неответчиков», при совмещении которых выявлены наиболее значимые предикторы «неответа». Один из клинических фенотипов, а именно сочетание тяжелой АтБА с триадой Самтера, соответствовал характеристикам пациента-«неответчика» при переключении на другие биологические препараты: возраст дебюта около 30 лет, женский пол, тяжелые обострения БА при приеме нестероидных противовоспалительных препаратов и высокий уровень эозинофилии.
Заключение. Полученные данные являются по сути рекомендациями для назначения анти-IgE-терапии пациентам с тяжелой АтБА в реальной клинической практике и иллюстрируют гипотезу патогенетической гетерогенности тяжелой БА с феноменом перекрывающихся фенотипов.
Обоснование. Препарат омализумаб, связывая IgE у больных атопической бронхиальной астмой и аллергическим ринитом, способен улучшать клинико-функциональные показатели и качество жизни пациентов. Цель. Оценить эффективность анти-IgE-терапии у пациентов с аллергическим ринитом, получающих лечение омализумабом по поводу сопутствующей тяжёлой атопической бронхиальной астмы в условиях реальной клинической практики.
Материалы и методы. Открытое неинтервенционное проспективное нерандомизированное исследование по оценке эффективности омализумаба при аллергическом рините проводилось в Свердловской области в октябре 2021 года на основе регионального регистра взрослых больных тяжёлой бронхиальной астмой, имеющих хронические воспалительные заболевания носа и получающих таргетную терапию. Динамика состояния пациентов с хроническими воспалительными заболеваниями носа оценивалась по опросникам SNOT-22 (Sino-nasal outcome test 22) и ВАШ (визуальная аналоговая шкала) исходно, через 4 и 12 мес терапии омализумабом. Оценивался также уровень эозинофилов периферической крови до и после 4 мес лечения омализумабом.
Результаты. В исследование было включено 26 пациентов. При оценке тяжести назальных симптомов с помощью опросника SNOT-22 исходно и спустя 4 мес приёма омализумаба выявлено статистически значимое уменьшение степени тяжести симптомов (p<0,001): исходно ― 46,85±22,04 баллов (95% доверительный интервал (ДИ) 37,94– 55,75), спустя 4 мес ― 30,65±14,81 баллов (95% ДИ 24,67–36,64). По опроснику SNOT-22 до терапии и спустя 4 и 12 мес выявлено статистически значимое улучшение (р=0,001) ― 47,5 (Q1–Q3: 35,7–59,3), 30,4 (Q1–Q3: 22,1–38,1) и 24,9 (Q1–Q3: 16,9–32,9) баллов соответственно. По шкале ВАШ наблюдалось улучшение контроля симптомов ринита: до терапии ― 8,0 баллов (Q1–Q3: 6,2–9,0), спустя 4 мес ― 5,0 баллов (Q1–Q3: 3,2–5,8), через 12 мес лечения ― 5,0 баллов (Q1–Q3: 4,0–6,8). Уровень эозинофилов (n=16) снизился с 510,9±317,9 кл/мкл (95% ДИ 341,5–680,3) до 327,4±217,7 кл/мкл (95% ДИ 211,4–443,5) через 4 мес анти-IgE-терапии (р<0,041).
Заключение. Омализумаб в реальной клинической практике продемонстрировал улучшение контроля над симптомами ринита и повышение качества жизни у больных аллергическим ринитом с сопутствующей тяжёлой атопической бронхиальной астмой, что сопровождалось статистически значимым снижением уровня эозинофилии периферической крови, во многом определяющей степень тяжести воспаления дыхательных путей и клинических проявлений аллергического ринита и бронхиальной астмы.
3. Клинический случай аллергии на морепродукты у младенцев (Баймакова Е.А.)
Пациентка (А), 2019 г. р., 2 года. Жалобы: высыпания на коже, рецидивирующий бронхообструктивный синдром. Из анамнеза – у отца пыльцевая аллергия.
С 4 месяцев отмечались проявления атопического дерматита, в 1 г.2 мес. и 1,5 года – эпизоды обструктивного бронхита. По результатам аллергологического обследования была выявлена сенсибилизация к аллергену кошки, белкам коровьего молока и яйца, арахиса, сои, alternariа alternata — 3 класс. На фоне элиминационных мероприятий состояние ребенка несколько улучшилось, но атопический дерматит упорно рецидивировал. В результате повторного обследования были выявлены новые источники сенсибилизации – к аллергенам трески и креветки. Перекрестная реактивность к тропомиозинам: Der p 10, Bla g 7, Ani s 3.
Как выяснилось, при разборе результатов исследования папа ребенка и другие родственники очень любят употреблять в пищу рыбу и морепродукты — креветки и др., готовили и ели их почти каждый день за одним столом с ребенком. Клещи домашней пыли, являются триггером для рецидивирования высыпаний.
Кроме того, был выявлен высокий уровень сенсибилизации к ряду других аллергенов.
Родителям было рекомендовано продолжить гипоаллергенную диету ребенка с полным исключением блюда из рыбы и морепродуктов из рациона членов семьи, комбинированное местное лечение (эмоленты+ТИК), в результате за 6 недель проявления атопического дерматита резко сократились до минимальных — в виде умеренной сухости кожных покровов и единичных папулезных элементов в области голеностопных суставов, зуд купирован полностью.
Кроме того, авторы рекомендуют контролировать раз в 6–12 месяцев уровень сенсибилизации к пищевым аллергенам и при резком снижении вводить постепенно продукты в рацион питания ребенка.
Пациентка Н. 48 лет наблюдается у аллергологов и пульмонологов на протяжении последних 17 лет по поводу аллергии и бронхиальной астмы. Из анамнеза известно, что первая аллергическая реакция на пищевые продукты наступила в декабре 2003 года – аллергеном стал экзотический фрукт киви, хотя до этого момента пациентка употребляла данный продукт без каких либо аллергических реакций.
В течение длительного времени пациентка не обращалась к специалистам и самостоятельно принимала антигистаминные препараты, но постепенно заболевание приняло хронический характер. С 2010 года появляются первые признаки бронхиальной астмы с приступами ночного удушья. На фоне развития аллергии и бронхиальной астмы у пациентки развивается гипертоническая болезнь, инсулинорезистентность, ожирение. После обследования и консультации специалиста После проведенных исследований пациентке поставлен уточненный диагноз: бронхиальная астма, тяжелое неконтролируемое течение. Атопическая. Аллергический персестирующий ринит, конъюнктивит, тяжелое течение. ДН III ст. Пищевая, бытовая, пыльцевая аллергия. На фоне применения назначенного лечения состояние пациентки улучшилось. Приступы неконтролируемого кашля и затрудненного дыхания снизились до одного-двух раз в сутки, тремор рук исчез.
В феврале 2021 года пациентка принимает решение о радикальном способе снижения веса – бариатрическая операция, которая состоялась 16 марта 2021 года. Сразу после операции (в течение первой восстановительной недели) пациентка отметила прекращение ночного храпа и приступов удушья. На контрольном приеме в аллергологическом центре через 1,5 года после бариатрической операции пациентка отмечает значительное снижение симптомов поллиноза, практически полное отсутствие аллергического ринита и конъюнктивита, прекращение внезапных приступов удушья, полное прекращение одышки.
Авторы резюмируют, что данный клинический случай не является типичным с точки зрения влияния на течение заболевания, но показательным – снижение веса до физиологической нормы, вынужденное ограниченное питание, увеличение физической нагрузки, насыщение крови кислородом – все эти факторы стали причиной стойкой ремиссии и улучшения качества жизни пациента.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.