Новости
В России разработали первое мобильное приложение для оценки речевого развития детей
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 15.08.2023
- 492
Ученые из России разработали и стандартизировали уникальный инструмент, позволяющий оценивать понимание и порождение речи у детей 3-11 лет. Созданное на его базе приложение позволит облегчить и стандартизировать работу русскоязычных логопедов, сообщает информагентство ТАСС со ссылкой на информацию пресс-службы НИУ ВШЭ1.
"Для нас это статусное событие: данная разработка станет первым созданным нами диагностическим тестом, который получит широкое распространение на практике. Для университета это тоже знаковый продукт: впервые мы пробуем коммерциализировать научный продукт как мобильное приложение в электронном магазине", - заявила директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Разработанный тест содержит 12 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание и порождение речи на всех основных языковых уровнях: звуков речи, слов, предложений и текста. Порождение речи - термин из психолингвистики, описывающий переход от внутреннего стимула выразить какую-то мысль к его реализации в речи или на письме. Задания на понимание оцениваются автоматически, а устные ответы в заданиях приложение записывает, что позволяет логопеду впоследствии их прослушать.
Для разработки этой системы сотрудники НИУ ВШЭ изучили характер речевого развития у примерно 500 детей без выраженных речевых особенностей. После этого тест проверили в группах детей с разными речевыми дефицитами, такими как общее недоразвитие речи или нарушения речи при расстройствах аутистического спектра. Как отметила Драгой, на разработку теста и на его реализацию в виде приложения для мобильных устройств у исследователей ушло восемь лет.
Сейчас приложение для мобильных устройств на базе Android можно приобрести в российском магазине RuStore. Как надеются исследователи, оно станет важным инструментом для практикующих логопедов, что позволит стандартизировать эту сферу образовательной деятельности и повысить эффективность коррекции русскоязычной речи у детей. Кроме того, новый тест позволит нейролингвистам и другим ученым отслеживать и изучать особенности речи детей.