Новости
Туберкулез легких и лекарственная устойчивость.
https://media.1777.ru/images/images_processing/875/8758160308867092.jpeg
- 04.02.2021
- 1190
Несмотря на появление новых возможностей диагностики и лечения, несмотря на большие достигнутые успехи и накопленный огромный опыт в борьбе с туберкулезом, несмотря на прогрессивный ХХI век, проблема туберкулеза остается одной из глобальных проблем здравоохранения.
В последние годы Российская Федерация демонстрирует один из самых впечатляющих темпов снижения заболеваемости и смертности от туберкулеза в мире, что является фактом, признанным ВОЗ. Так, число заболевших за период с 2000 по 2019 год снизилось более, чем в 2 раза (с 133 229 человек в 2000 году до 60 531 человек в 2019 году), а умерших от туберкулеза – более, чем в 4 раза (с 29 966 человек в 2000 году до 7 264 человек в 2019 году), что является результатом приоритетного отношения государства к проблеме туберкулеза1.
Однако отмечается, что наибольшей сложностью для проведения противотуберкулезных мероприятий в настоящее время является особенность возбудителя заболевания – его лекарственная резистентность к противотуберкулезным препаратам. Все же, за последние 3 года в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению (а не рост, как в предыдущие годы) показателя распространенности больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью: 2016 г. – 25,8; 2017 г. – 24,7; 2018 г. – 23,6; 2019 г. – 21,4 на 100 000 населения. Значительно возросла эффективность лечения пациентов этой категории пациентов и соответствует общемировым показателям1.
Несмотря на некоторую положительную динамику проблема антибиотикорезистентности остается очень актуальной.
Туберкулез невозможно вылечить одним лекарственным средством, для этого требуется терапия антибиотиками не менее трех различных классов. Проблема туберкулеза с лекарственной устойчивостью, бациллы которого обладают резистентностью к двум и более из доступных антибиотиков, сохраняется и, согласно прогнозам, в будущем станет причиной 25 % смертей от всех устойчивых к лекарствам патогенов2.
Множественная лекарственная устойчивость (МЛУ) микобактерий туберкулеза (МБТ) — это устойчивость возбудителя к сочетанию изониазида и рифампицина независимо от наличия устойчивости к другим противотуберкулезным препаратам (ПТП)2.
По своей природе лекарственная резистентность МБТ обусловлена одной или нескольких хромосомных мутаций в независимых генах МБТ.
В клинической практике причинами возникновения МЛУ-ТБ являются: поздняя диагностика первичной лекарственной устойчивости (ЛУ) возбудителя, неадекватное или незавершенное предыдущее лечение, а также использование некачественных ПТП.
Неадекватный или ошибочно выбранный режим химиотерапии приводит к тому, что лекарственно-устойчивый мутант, встречающийся в микобактериальной популяции, становится доминирующим у пациента, болеющего туберкулезом. Но даже при правильно назначенной противотуберкулезной терапии перерывы в лечении, временные отмены того или иного препарата, несоблюдение сроков химиотерапии способствуют формированию приобретенной устойчивости возбудителя2.
Перед началом лечения больному назначается двукратное микробиологическое исследование используют световую и люминесцентную микроскопию мокроты. Бактериологический (культуральный) метод выявления МБТ состоит в посеве мокроты и другого патологического материала на твердые и жидкие питательные среды2.
Одна из проблем лечения туберкулеза помимо развития резистентности - отсутствие принципиально новых препаратов для лечения.
Впервые за последние десятилетия появились новые лекарственные средства, опыт применения которых представлен ниже.
Исследована эффективность тройной терапии препаратами бедаквилин, претоманид, линезолид в лечении резистентного туберкулеза3.
В проведенном исследовании приняли участие 109 человек с резистентной формой туберкулеза, получавшие тройную терапию бедиквилином претоманидом и линезолидом в течение 26 недель. Около половины пациентов были ВИЧ-положительны и во время лечения продолжали прием антиретровирусных препаратов. Первичной конечной точной была частота неблагоприятного исхода или рецидив заболевания во время лечения и в течении 6 месяцев после3.
Полученные результаты таковы:
• Через полгода после окончания лечения 98 пациентов имели благоприятный исход (90%; 95% ДИ, 83–95). Структуру 11 неблагоприятных исходов составляли: 7 смертей (6 во время лечения и 1 от неизвестной причины), 1 отказ во время лечения, 2 рецидива в течение полугода и 1 потеря после наблюдения.
• Наиболее частыми побочными эффектами являлись: периферическая невропатия (у 81% пациентов) и миелосупрессия (у 48% пациентов), в связи с которыми возникала необходимость в снижении дозы или отмене приема линезолида3.
Результаты данного метода лечения достаточно интересны. Дальнейшее практическое применение этих препаратов, эффективность и безопасность различных схем на их основе еще предстоит изучать.