Новости
Тенденции туберкулезного процесса последних лет.
https://gavrilov-yam.zdrav76.ru/wp-content/uploads/2017/10/tuberkulez-kishechnika.jpg
- 04.02.2021
- 1010
С туберкулезом как заболеванием человечество знакомо не одно тысячелетие.
Казалось бы, об этой инфекции медицина знает практически всё: как выглядит возбудитель, как передается, каким образом осуществлять профилактику, как диагностировать и лечить.
Однако, несмотря на явный прогресс в медицине и фтизиатрии, туберкулез до сих пор во многих случаях сложно поддается диагностике, а лечится очень долго и упорно.
Каковы тенденции течения туберкулезного процесса за последние годы, есть ли изменения?
Обратимся к официальным источникам.
Последние года отмечается рост числа пациентов с туберкулезом с множественной и широкой лекарственной устойчивостью возбудителя сопровождается появлением новых серьезных проблем, таких как удлинение сроков лечения, и, как следствие, сложностями формирования приверженности лечению1.
Кроме того, нельзя не отметить существенное удорожание лечебного процесса, связанного как с необходимостью формирования новых алгоритмов диагностики, так и с использованием для лечения дорогостоящих медикаментов второго ряда.
Растет доля пациентов с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом: если 2009 году этот показатель среди впервые выявленных пациентов составлял 5,5%, то в 2018 году он вырос в четыре раза, составив 23,1%. В ряде территорий России доля впервые выявленных пациентов с сочетанием туберкулеза и ВИЧ-инфекции достигает 44%.
Сочетание туберкулеза и поздних стадий ВИЧ-инфекции изменило патогенез туберкулезного процесса, сдвинув его в сторону альтеративного воспаления с потерей типичных клинико-рентгенологических признаков и развитием генерализованных процессов лимфогенного и гематогенного генеза1.
Вместе с этим пандемия CОVID-19 может оказать негативное влияние на течение туберкулезного процесса и эпидемиологию в целом.
Пандемия COVID-19 изменила приоритеты глобальной системы здравоохранения. Практически по всему миру были прекращены программы профилактических осмотров, и впервые во многих странах, включая Россию, приостановили мероприятия, связанные с профилактикой туберкулеза.
Как говорили на пресс-конференции «Уроки COVID-19: как не допустить новой эпидемии туберкулеза», Россия входит в 30 стран с самым тяжелым бременем туберкулеза — это связано и с количеством заболевших, и с показателями смертности. РФ — также одна из трех стран, на которые приходится половина всех случаев туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Поэтому в России излечивается только 55% пациентов, тогда как в Европе 70%, рассказала главный внештатный специалист-фтизиатр Минздрава, директор НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Ирина Васильева2.
По словам Васильевой, в первом полугодии 2020 года в России было выявлено вдвое меньше случаев заболевания туберкулезом, чем за аналогичные периоды прошедших лет.
«Конечно, хотелось бы думать, что заболевших стало меньше. Но наши эксперты считают, что это связано с тем, что были приостановлены профилактические скрининговые мероприятия и мы существенную долю больных туберкулезом просто не выявили», — объяснила эксперт.
Кроме того, по ее словам, отдельные регионы не смогли организовать полноценное и хорошо контролируемое лечение на дому (курс лечения туберкулеза может длиться до двух лет), а стационары либо были перепрофилированы под коронавирус, либо ограничили прием пациентов. «И это наша боль, — сказала главный фтизиатр страны. — Из-за перерыва в лечении может вырасти не только заболеваемость, но и смертность»2.
Особое беспокойство вызывают у специалистов дети, которые первыми реагируют на ухудшение эпидемической ситуации. «Детский туберкулез проявляется иначе, чем у взрослых: без мокроты, без особых симптомов, и выявить больных можно только методами иммунодиагностики, — пояснила главный внештатный детский специалист-фтизиатр Минздрава РФ Валентина Аксенова, руководитель отдела детско-подросткового туберкулеза НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний. — В последние годы мы почти добились снижения показателей заболеваемости детского населения до уровня начала 1990-х годов, однако за время пандемии у нас практически перестали работать стационарная и санаторная службы, у нас теперь неконтролируемое лечение больных и неконтролируемое наблюдение групп риска, отменены иммунодиагностика и флюорографическое обследование детского населения»2.
Аналогичная ситуация сложилась и в Европе.
Начало 2021 года ознаменовалось сохранением напряженной ситуации по коронавирусной инфекции COVID-19, соответственно, ситуация по заболеваемости туберкулезом по-прежнему прогнозируется напряженной.
Завершить статью хочется словами директора департамента по борьбе с туберкулезом ВОЗ Терезы Касаеваой: «Туберкулез идет рука об руку с социальными потрясениями, и после любого кризиса вспышки туберкулеза фиксируются во всех странах. Пандемия стала именно этим потрясением, оказание помощи другим пациентам прервано где-то на 25%, а где-то даже на 90%. Но убийца номер один — туберкулез — продолжает наступление»2.
Необходимо устранить возникшие препятствия для получения медпомощи больным туберкулезом, восстановить их непрерывное лечение, обеспечить необходимыми лекарствами и наладить контроль за ответственным отношением к процессу лечения2.