Новости
Сергей Петрович Боткин - терапевт, патолог, физиолог, общественный деятель
Автор: I. N. Kramskoi - [1], CC BY 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33034627
- 05.02.2021
- 2880
«Медицинские кафедры во всех русских университетах были заняты людьми, лучшие из которых не выходили за уровень посредственности. Ученым считали уже того, кому удавалось перевести с иностранного на русский язык или скомпилировать, с грехом пополам, какое-нибудь руководство по лечению болезней. Большинство преподавателей повторяло из года в год одни и те же, раз и навсегда заученные лекции, сообщая подчас сведения, носившие средневековый отпечаток. В своих лекциях одни клиницисты вещали, что печень есть «много раз свернутый кишечный канал», другие разглагольствовали о молоке, всасывающемся в кровь в послеродовом периоде, и т.п.» - историк медицины Е. А. Головин о медицине времен обучения Сергей Петровича Боткина в университете4
Сергей Петрович Боткин родился в Москве в купеческой семье 17 сентября (5 сентября по старому стилю) 1832 года2. Отец Сергея Петровича – Петр Кононович – в воспитании детей не участвовал, как и его жена Анна Ивановна Постникова. Будущий терапевт был одиннадцатым ребенком в семье (из 14), на его воспитание существенно повлияли старшие братья. Родственники считали Сергея не слишком умным: в 9 лет мальчик с трудом складывал слова из букв. Однако приглашенный учитель по математике отметил способности своего ученика к точным наукам3. Многие выдающиеся люди посещали дом Боткиных (Александр Герцен, Николай Станкевич, Виссарион Белинский, Тимофей Грановский, Павел Пикулин и другие), что также сформировало мировоззрение и взгляды Сергея Петровича1.
Т.Н. Грановский, который жил в нижнем этаже дома Боткиных, писал4: «…Я следил за развитием Сергея, я видел в нем выдающиеся способности… Он поражал Белинского и меня своей огромной любознательностью».
Братья Боткины (слева направо): Михаил Петрович, Сергей Петрович, Петр Петрович и Дмитрий Петрович. Источник: История.РФ.
К поступлению в Московский университет Сергей готовился у студента-математика А.Ф. Мерчинского, а с августа 1847 года — в частном пансионе Энесса4, где считался одним из лучших учеников1. После окончания второго курса пансиона Боткин хотел поступать на математический факультет Московского университета, но указ Николая I изменил судьбу героя данной статьи. По указу в высшее учебное заведение начали принимать только дворян, единственным исключением стал медицинский факультет3. Сергей Петрович взял еще год на раздумья, но в итоге в 1850 году подал заявление на медицинский факультет Московского университета4.
В 1855 году Боткин окончил университет в 1855 году в звании доктора (единственный с курса, остальные – лекари1)2. Обучение на медицинском факультете определило дальнейший индивидуальный подход врача к своим пациентам. После окончания университета Сергей Петрович участвовал в Крымской кампании в должности ординатора военного госпиталя под начальством Н. И. Пирогова, что стало бесценным опытом для выпускника2.
Не только в России лечил пациентов Сергей Петрович: в 1856-1860 годах он работал за границей в таких странах, как Германия, Австрия, Швейцария, Англия и Франция1. Во время командировки в Вене Боткин женился на дочери московского чиновника Анастасии Крыловой. В 1860 году в Санкт-Петербурге он успешно защитил диссертацию "О всасывании жира в кишках"1.
В 1860‑1861 годах Боткин первым в России создал при своей клинике экспериментальную лабораторию, где производил физические и химические анализы и исследовал физиологическое и фармакологическое действие лекарственных веществ. Он изучал также вопросы физиологии и патологии организма, искусственно воспроизводил на животных различные патологические процессы (аневризму аорты, нефрит, трофические расстройства кожи) с целью раскрыть их закономерности1. При этом Сергей Петрович подчеркивал, что переносить данные, полученные на животных, на человека можно только до известной степени. Исследования, проведенные в лаборатории Боткина, положили начало экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в русской медицине, а также были зародышем Института экспериментальной медицины4.
Здание Института экспериментальной медицины. Автор: VekaSpb - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51330063
Боткин впервые широко использовал лабораторные исследования (в частности, микробиологические), ввел осмотр больного и измерение температуры тела и многое другое4.
Индивидуальный подход Сергей Петровича сначала вызывал насмешки коллег: в то время все работали «как принято», по методичкам. Однако сам профессор серьезно думал о всероссийском принятии индивидуальной работы с пациентами. В результате раздумий Боткин сформулировал три правила терапевта3:
- Настроить больного на выздоровление.
- Лечить человека целиком.
- Главную ответственность за появление болезни несет внешняя среда, от качества отдыха до общения с родственниками.
Со временем эти правила стали заповедями для терапевтов.
Все нововведения врача привели к назначению Сергея Петровича в 1861 году профессором кафедры академической терапевтической клиники, несмотря на кандидатуру немецкого доктора. В то время существовало убеждение, что только иностранные врачи являются настоящими мастерами своего дела, так что данное назначение было признанием заслуг Боткина4.
И. М. Сеченов писал в своем дневнике4: «Для Боткина здоровых людей не существовало, и всякий приближавшийся к нему человек интересовал его едва ли не прежде всего как больной. Он присматривался к походке и движениям лица, прислушивался, я думаю, даже к разговору. Тонкая диагностика была его страстью, и в приобретении способов к ней он упражнялся столько же, как артисты вроде Антона Рубинштейна упражняются в своем искусстве перед концертами.»
Также в 1861 году Сергей Боткин открыл при своей клинике первую в истории клинического лечения больных бесплатную амбулаторию, благодаря его настойчивости в Петербурге и других городах впервые появились бесплатные больницы для бедняков2.
С 1870 года Боткин работал в должности почетного лейб‑медика. В 1871 году ему было поручено лечение государыни Марии Александровны. В последующие годы он несколько раз сопровождал государыню за границу и на юг России, для чего ему приходилось прекращать лекции в академии1.
В 1872 году Боткин получил звание академика. В том же году в Петербурге при его участии были открыты женские врачебные курсы ‑ первая в мире высшая медицинская школа для женщин1.
В 1875 году умерла его жена Анастасия Александровна. Боткин женился второй раз на Екатерине Мордвиновой, урожденной княжне Оболенской1.
В 1877 году во время русско‑турецкой войны Боткин около семи месяцев провел на балканском фронте, где сопровождал императора Александра II. Будучи лейб‑медиком Александра II, он добился профилактической хинизации войск, боролся за улучшение питания солдат, делал обходы госпиталей, давал консультации1.
В 1878 году был избран председателем Общества русских врачей в память Николая Ивановича Пирогова и оставался на этом посту до конца жизни. Он добился постройки обществом бесплатной больницы, которая была открыта в 1880 году (Александровская барачная больница, ныне больница им. С. П. Боткина). Инициатива Боткина была подхвачена, и в других крупных городах России стали сооружаться на средства медицинских обществ бесплатные больницы.1
Больница имени С. П. Боткина. Источник: Официальный сайт ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина.
С 1881 года Боткин, будучи гласным Петербургской городской думы и заместителем председателя думской комиссии общественного здравия, положил начало организации санитарного дела в Петербурге, ввел институт санитарных врачей, положил начало бесплатной помощи на дому, организовал институт "думских" врачей, создал институт школьно‑санитарных врачей, Совет главных врачей петербургских больниц1.
Боткин был председателем правительственной комиссии по разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния страны и снижению смертности в России (1886). К концу своей деятельности он был почетным членом 35‑ти русских медицинских ученых обществ и девяти иностранных1.
Боткин стал основоположником научной клинической медицины. Боткин издавал "Архив клиники внутренних болезней профессора С. П. Боткина" (1869‑1889) и "Еженедельную клиническую газету" (1881‑1889), переименованную с 1890 года в "Больничную газету Боткина". В этих изданиях печатались научные труды его учеников, среди которых были Иван Павлов, Алексей Полотебнов, Вячеслав Манассеин и многие другие выдающиеся русские врачи и ученые. 35 лекций Сергея Петровича были записаны и изданы его учениками («Клинические лекции С.П. Боткина», 3 й вып., 1885—1891)4.
В своих воззрениях Боткин исходил из понимания организма как целого, находящегося в неразрывном единстве и связи с окружающей его средой. Боткин создал новое направление в медицине, охарактеризованное Иваном Павловым как направление нервизма. Боткину принадлежит большое число выдающихся открытий в области медицины. Он первым высказал мысль о специфичности строения белка в различных органах; первым (1883) указал, что катаральная желтуха относится к инфекционным заболеваниям (в настоящее время болезнь эта именуется "болезнью Боткина"), разработал диагностику и клинику опущенной и "блуждающей" почки, установил инфекционный характер геморрагической описанной А. Вейлем желтухи (в настоящее время «желтуха Боткина-Вейля»)4.
Среди учеников Боткина 85 докторов наук, в том числе Александр Нечаев, Михаил Яновский, Николай Чистович, Тимофей Павлов, Николай Симановский1. В числе пациентов Боткина были Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, М.Е. Салтыков-Щедрин2.
Боткин умер от ишемической болезни сердца 24 декабря (12 декабря ст. ст.) 1889 года в Ментоне (Франция) и был похоронен в Санкт‑Петербурге4.
В двух браках у него родились 12 детей. Два сына ‑ Сергей и Евгений унаследовали профессию отца. Уже после смерти Боткина его сын Евгений стал лейб‑медиком при дворе1.