Новости
Педиатрия: обзор зарубежных новостей. Март
- 17.03.2021
- 1134
Приветствую всех педиатров в нашем блоге. Сегодня предлагаю вам ознакомиться с небольшим обзором зарубежных новостей педиатрии за последние месяцы.
1. Factors Associated With Severe SARS-CoV-2 Infection (Ouldali N., Yang D.D., Madhi F. et al.).
По традиции, начнем с публикаций, связанных с педиатрическими аспектами новой коронавирусной инфекции.
Авторы первой в сегодняшнем обзоре статьи во введении отмечают, что первоначальные сообщения о тяжелых случаях SARS-CoV-2 у детей предполагали, что риск прогрессирования связан с ранним возрастом и наличием сопутствующих заболеваний1. Однако, в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждения. В связи с этим, авторы поставили перед собой цель – выявить предикторы развития тяжелой формы SARS-CoV-2.
Было проведено национальное проспективное наблюдение за 397 детьми, госпитализированными с инфекцией SARS-CoV-2 во Франции. В качестве основного исхода оценивалась доля детей с тяжелым заболеванием, определяемая потребностью в гемодинамической или вентиляторной (инвазивной или нет) поддержке.
В итоге, авторы выявили несколько клинических паттернов, начиная от малосимптомных детей, поступивших для наблюдения, до инфекции нижних дыхательных путей или мультисистемного воспалительного синдрома у детей. Дети в возрасте до 90 дней составили 37% случаев (145 из 397), но только 4 (3%) имели тяжелое заболевание. В группе детей старше 90 дней, тяжелое течение заболевания отмечалось у 11% пациентов, 6 из которых умерли.
Факторами, независимо ассоциированными с тяжестью заболевания, были возраст ≥10 лет (отношение шансов [OR] = 3,4, 95% доверительный интервал: 1,1–10,3), гипоксемия (OR = 8,9 [2,6–29,7]), уровень С-реактивного белка ≥80 мг/л (OR = 6,6 [1,4–27,5]).
На основании этих данных исследователи пришли к выводу, что в отличие от предварительных сообщений, ранний возраст не был независимым фактором, связанным с тяжелой инфекцией SARS-CoV-2. Напротив, у детей в возрасте <90 дней отмечался самый низкий риск развития тяжелой болезни.
2. Acute Kidney Injury Seen in Kids With COVID-19 and MIS-C (Brooks M.).
В продолжение темы COVID-19 у детей рассмотрим публикацию, появившуюся на днях на медицинском портале Medscape и посвященную повреждению почек у детей, госпитализированных с новой коронавирусной инфекцией2.
Согласно новому отчету, у детей, госпитализированных с острой инфекцией COVID-19 и мультисистемным воспалительным синдромом (МСВС), может развиться острое повреждение почек. "В целом кажется, что дети менее серьезно болеют COVID, но если они госпитализированы, медицинское сообщество должно понимать, что может произойти острое повреждение почек", - отметила доктор C. Sethna из Детского медицинского центра Коэна в Нью-Гайд-Парке, штат Нью-Йорк, в телефонном интервью Reuters Health.
Sethna и ее коллеги проанализировали данные 152 пациентов младше 18 лет, госпитализированных в 4 нью-йоркские больницы, в том числе 97 (64%) с острым COVID-19 и 55 (36%) с МСВС.
В целом острое повреждение почек (ОПП) развилось у 18 детей (12%), в том числе у восьми детей (8%; средний возраст 8,2 года; более половины составили мальчики) с острым COVID-19 и у 10 детей (18%; средний возраст 7,5 года; 60% мальчиков) с МСВС.
Доктор C. Sethna отметила, что литературные данные о частоте острого повреждения почек у детей с COVID-19 или МСВС варьируют в широких пределах. Например, в Ухане заболеваемость ОПП составила 1,2%, но у детей с тяжелыми формами заболевания она возрастает примерно до 44%. Причину столь выраженной вариабельности данных исследователи видят в использовании различных критериев для определения острого повреждения почек.
У большинства детей с ОПП оно развивалось при поступлении, и 99% из них были в критическом состоянии с потребностью в вазоактивной поддержке и искусственной вентиляции легких. В нескорректированных моделях ОПП ассоциировалось с более длительным пребыванием в больнице и в отделении интенсивной терапии.
Факторами, ассоциированными с развитием ОПП, оказались более низкий уровень сывороточного альбумина и более высокий уровень лейкоцитов "что может отражать сложную роль воспалительного каскада в развитии ОПП", отмечают исследователи в своей статье. Кроме того, у детей с МСВС и острым повреждением почек отмечались значительно более высокие показатели систолической дисфункции по сравнению с детьми без нее (80% против 49%).
По мнению исследователей, необходимы дальнейшие исследования в более крупных педиатрических когортах, чтобы лучше охарактеризовать факторы риска ОПП в связи с COVID-19 и МСВС, а также любые долгосрочные последствия острого повреждения почек, такие как высокое артериальное давление или хроническая болезнь почек.
3. In children with pneumonia, short course of antibiotics comparable to long course (Downey K. Jr.).
В следующей статье нашего обзора представлены довольно неожиданные результаты оценки эффективности короткого курса антибактериальной терапии в лечении детей с пневмонией3.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале JAMA Pediatrics, обзор которого представлен на медицинском портале Healiо, 5-дневный курс антибиотиков был столь же эффективен, как и стандартный 10-дневный курс лечения внебольничной пневмонии у негоспитализированных детей.
Основываясь на результатах исследования, J.M. Pernica, заведующий отделением детских инфекционных заболеваний Университета МакМастера в Гамильтоне, Онтарио, и его коллеги заявили, что следует «рассмотреть вопрос о рекомендации 5-дневного приема амоксициллина для лечения пневмонии у детей».
Они провели двухцентровое, параллельное групповое рандомизированное клиническое исследование. Всего в исследование был включен 281 участник со средним возрастом 2,6 года с внебольничной пневмонией, которые получали лечение амбулаторно. Исследователи рандомизировали все участников в 2 группы. Детям из экспериментальной группы назначали терапию высокими дозами амоксициллина в течение 5 дней, а затем 5 дней плацебо. Детям контрольной группы назначали терапию высокими дозами амоксициллина в течение 5 дней, а затем продолжали е в течение следующих 5 дней, но с использованием другого препарата.
В результате было установлено, что клинического излечения достигли 85,7% детей в экспериментальной группе и 84,1% пациентов в контрольной группе, т.е. результаты были сопоставимы.
В редакционной статье Sharon V. Tsay, сотрудник Отдела повышения качества здравоохранения Центра по контролю и профилактике заболеваний, и коллеги отметили, что «это исследование добавляет информацию к растущей базе доказательств того, что оптимальная продолжительность антибактериальной терапии для внебольничной пневмонии короче, чем это традиционно рекомендуется… Проведенное исследование дает дополнительные основания для вывода о том, что для большинства детей с пневмонией 5-дневная антибактериальная терапии, вероятно, столь же эффективна, как и 10-дневная.”
4. Maternal Chronic Conditions and Risk of Cerebral Palsy in Offspring: A National Cohort Study (Strøm M.S., Tollånes M.C., Wilcox A.J. et al.).
Авторы последней в сегодняшнем обзоре публикации поставили перед собой цель – выявить факторы риска рождения ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП)4. Они отмечают, что предыдущие исследования продемонстрировали более высокий риск развития ДЦП у дети, матери которых имели определенные хронические заболевания. В данном исследовании были проанализированы возможные ассоциации между 17 хроническими состояниями матери и ДЦП у потомства.
Авторы провели проспективное когортное исследование норвежских детей, родившихся в 1990-2012 годах и доживших до 2-летнего возраста. Всего были проанализированы данные 1 360 149 детей, включая 3575 детей с ДЦП (2,6 на 1000 живорождений).
В итоге, наибольший риск развития ДЦП был выявлен у детей от матерей с сахарным диабетом 2 типа (ОР 3,2; 95% ДИ 1,8–5,4), красной волчанкой (ОР 2,7; 95% ДИ 0,9–8,3), сахарным диабетом 1 типа (ОР 2,2; 95% ДИ 1,4–3,4) и болезнью Крона (ОР 2,1; 95% ДИ 1,0–4,1) во время беременности. Повышенного риска для детей отцов с хроническими заболеваниями не наблюдалось.
На основании этих данных авторы пришли к выводам, что несколько хронических состояний матери были действительно связаны с повышенным риском развития ДЦП у потомства. Особую опасность представляют аутоиммунные заболевания матери.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч