количество зарегистрированных пользователей: 68087

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Педиатрия: обзор зарубежных новостей. Февраль

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога. Сегодня предлагаю вам краткий обзор зарубежных новостей педиатрии за последние месяцы.

1. Associations of Maternal Cardiovascular Health in Pregnancy With Offspring Cardiovascular Health in Early Adolescence (Perak A.M.,Lancki N., Kuang A. et al.).

Начнем с весьма актуальной для каждого педиатра темы – изучения влияния течения беременности на состояние здоровья ребенка. В статье американских коллег отмечается, что беременность может быть ключевым периодом для оптимизации сердечно-сосудистого здоровья (ССЗ) матери и влияния на ССЗ ребенка1. В этой связи авторы задались целью изучить ассоциацию между ССЗ матери во время беременности и ССЗ потомства.

В этом когортном исследовании использовались данные исследования гипергликемии и неблагоприятного исхода беременности (HAPO) (обследования: июль 2000-апрель 2006) и последующего исследования HAPO (обследования: февраль 2013-декабрь 2016). Анализ включал 2302 диады мать-ребенок.

ССЗ матери оценивалось на сроке 28 недель беременности с использованием 5 показателях: индекс массы тела, артериальное давление, уровень общего холестерина, уровень глюкозы и курение. Каждый показатель классифицировался как идеальный, промежуточный или плохой на основании критериев из рекомендаций по ведению беременности. Общее ССЗ матери оценивалось следующим образом: все показатели идеальны, 1 или более промежуточных (но 0 плохих) показателей, 1 плохой показатель, 2 или более плохих показателей.

Основные результаты и показатели ССЗ у потомства оценивались в возрасте от 10 до 14 лет с использованием 4 показателей: индекс массы тела, артериальное давление, уровень общего холестерина и уровень глюкозы. Общее ССЗ оценивалось аналогично, как у матерей.

Результаты. Среди беременных женщин распространенность случаев идеальных показателей составила 32,8%, в 31.7% случаев был зафиксирован 1 или более промежуточных показателя, у 29,5% женщины - 1 плохой показатель и в 6,0% случаев – 2 или более плохих показателей.

Среди детей от матерей со всеми идеальными показателями распространенность всех идеальных показателей составила 42,2%, в 36.7% случаев был выявлен 1 или более промежуточный показатель, 18,4% - 1 плохой показатель и 2,6% случаев – 2 или более плохих показателей.

Среди детей от матерей с 2 и более плохими показателями распространенность всех идеальных показателей составила 30,7%, в 28.3% случаев был выявлен 1 или более промежуточный показатель, 30,7% - 1 плохой показатель и 10,2% - 2 или более плохих показателей.

Скорректированные относительные риски, связанные с 1 или более промежуточными, 1 плохими и 2 или более плохими (по сравнению со всеми идеальными) показателями, соответственно, у матерей во время беременности составили 1,17, 1.66 и 2,02 для детей с 1 плохим (по сравнению со всеми идеальными) показателем, а относительный риск составил 2,15, 3.32 и 7,82 для потомства, имеющего 2 или более плохих (по сравнению со всеми идеальными) показателями.

Эти данные позволили авторам прийти к выводу, что улучшение ССЗ матери на 28-й неделе беременности было достоверно связано с улучшением ССЗ потомства в возрасте от 10 до 14 лет.

2. PPI use increases risk for asthma by 57% in children (Stonehill M.).

Перейдем к обсуждению такой важной проблемы как факторы риска развития бронхиальной астмы у детей. На медицинском портале Healio недавно были опубликованы результаты исследования (со ссылкой на статью в журнале JAMA Pediatrics), согласно которым риск развития астмы был выше у детей, которые использовали ингибиторы протонной помпы (ИПП) по сравнению с их ровесниками, не применявшими эту группу препаратов2.

Авторы провели общенациональное когортное исследование, в котором проанализировали данные о 80 870 пар детей и подростков. Каждая пара включала одного ребенка, который использовал ИПП, и одного, который этого не сделал. Исследователи изучили риск возникновения приступов астмы при медиане наблюдения в 3 года.

Полученные результаты показали, что у детей, которые использовали ИПП, отмечалась более высокая частота астмы по сравнению с контрольной группой (21,8 случая на 1000 человеко-лет против 14 случаев на 1000 человеко-лет; отношение риска (ОР) = 1,57; 95% ДИ 1,49-1,64). Этот эффект наблюдался во всех возрастных группах и был самым высоким для детей грудного и раннего возраста с ОР 1,83 (95% ДИ 1,65-2,03) в группе младше 6 месяцев и 1,91 (95% ДИ 1,65-2,22) в группе от 6 месяцев до 2 лет (Р < 0,001).

Исследователи также сообщили, что ОР для отдельных ИПП составили 1,64 для эзомепразола (95% ДИ 1,5-1,79), 1,49 для лансопразола (95% ДИ 1,25-1,78), 1,43 для омепразола (95% ДИ 1,35-1,51) и 2,33 для пантопразола (95% ДИ 1,35-1,51).

Согласно анализу сроков дебюта астмы после начала приема ИПП, ОР составила 1,62 в течение от 0 до 90 дней (95% ДИ 1,42-1,85), 1,73 в течение от 91 до 180 дней (95% ДИ 1,52-1,98) и 1,53 в течение 181 дня до конца наблюдения (95% ДИ 1,45-1,62).

Авторы резюмируют, что, согласно полученным данным «…ингибиторы протонной помпы следует назначать детям только по четким показаниям, взвешивая потенциальную пользу против потенциального вреда».

Следующая публикация посвящена факторам риска развития ожирения у детей – одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии.

3. Maternal dietary quality, inflammatory potential and childhood adiposity: an individual participant data pooled analysis of seven European cohorts in the ALPHABET consortium (Chen L.-W., Aubert A.M., Shivappa N. et al.).

Авторы этой статьи проанализировали влияние качества рациона беременной женщины на развитие ожирения у ребенка3.

Исследователи изучили данные участников из 16 295 пар мать-ребенок в семи европейских когортах. Рацион женщин оценивался на любом сроке беременности с помощью шкалы диетологических подходов к лечению артериальной гипертонии (Dietary Approaches to Stop Hypertension, DASH). Провоспалительный потенциал рациона оценивался с помощью диетического индекса воспаления (Dietary Inflammatory Index). Первичным исходом был избыточный вес и ожирение у ребенка (z-балл индекса массы тела по возрасту и полу > 85-го процентиля). Вторичными исходами были совокупность толщины кожной складки (ТКС), индекс жировой массы (ИЖМ) и индекс массы без жира (ИМТБЖ).

В результате было установлено, что чем выше был провоспалительный потенциал материнской диеты на ранних сроках беременности, тем выше были шансы развития избыточного веса или ожирения у ребенка в среднем школьном возрасте [10.6 (1.2) лет]. Обратная ассоциация наблюдалась для провоспалительного потенциала диеты на поздних сроках беременности вероятности развития избыточного веса или ожирения у ребенка в раннем возрасте [2.8 (0.3) лет].

Кроме того, было установлено, что более высокое качество питания женщины во время беременности было связано с более низкими шансами развития избыточного веса или ожирения в школьном возрасте. При этом данная ассоциация выявлялась при оценке рациона как на ранних, так и на поздних сроках беременности. Эти ассоциации были устойчивы в нескольких анализах чувствительности, и дальнейшая корректировка веса при рождении и детского рациона питания существенно не изменила эти ассоциации и выводы.

В двух когортах было установлено, что более высокий провоспалительный потенциал рациона и более низкое качество питания в течение всей беременности были связаны с более низким ИМТБЖ в среднем и старшем школьном возрасте у мальчиков и более высоким ИЖМ в дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек.

Выводы. Рацион беременной женщины с высоким провоспалительным потенциалом и низким качеством может повысить риск развития избыточной массы тела и ожирения у ребенка, особенно в среднем и старшем школьном возрасте. Следовательно, поощрение здорового и противовоспалительного рациона питания матери может способствовать профилактике детского ожирения.

4. Impact of Pediatric Mobile Game Play on Healthy Eating Behavior: Randomized Controlled Trial (Kato-Lin Y., Kumar U.B., Sri Prakash B. et al.).

Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи затронули сразу 2 важные темы – увлечение детей игровыми приложениями и особенности их питания. Их целью было изучение влияние мобильного игрового приложения на выбор детьми продуктов питания4.

Один из авторов исследования разработал специальное игровое приложение fooya! с неявными компонентами обучения выбору пищи игроками. Затем было проведено рандомизированное контролируемое исследование с участием 104 детей в возрасте от 10 до 11 лет, рандомизированных в основную группу (дети играли в fooya!) или контрольную группу (играли в Uno, настольную игру без компонентов диетического образования). Дети обеих групп играли по 20 минут каждый в течение двух сеансов. После игры на каждом занятии детям предлагалось выбрать 2 из 6 продуктов питания (3 здоровых и 3 нездоровых).

В качестве основного результата оценивалось количество выборов здоровых продуктов питания в обеих сессиях.

В итоге, авторы наблюдали значительное влияние мобильной игры на количество фактически выбранных здоровых продуктов питания. Так, в основной группе этот показатель составил 2.48, тогда как в контрольной – 1.10; P<.001). Также в основной группе дети чаще идентифицировали здоровые продукты питания (7.3, контроль 6.94; P=.048). При этом была выявлена отрицательная корреляция между выбором здоровой пищи и количеством фактов о нездоровой пище, которые дети читали в игре (Kendall τ= –.32, P=.04).

На основании полученных данных авторы пришли к выводу о значительном положительном влиянии тестируемого игрового мобильного приложения на выбор пищи детьми сразу после игры. По их мнению, эти результаты имеют значение для разработки и использования мобильных игр в качестве варианта интервенции для формирования здорового поведения у детей – например, путем демонстрация фактов о нездоровой пище во время игры. Однако, они также отмечают, что для оценки долгосрочного воздействия подобных игр необходимы лонгитюдные рандомизированные клинические исследования.

На этом сегодняшний обзор окончен. До встречи в марте.

.

Список литературы:

1. Perak A.M., Lancki N., Kuang A. et al. Associations of Maternal Cardiovascular Health in Pregnancy With Offspring Cardiovascular Health in Early Adolescence // JAMA. – 2021. – Vol. 325(7). – Р. 658-668

2. Stonehill M. PPI use increases risk for asthma by 57% in children // Healio (Gastoenterology) (09.02.2021)

3. Chen L.-W., Aubert A.M., Shivappa N. et al. Maternal dietary quality, inflammatory potential and childhood adiposity: an individual participant data pooled analysis of seven European cohorts in the ALPHABET consortium // BMC Medicine. – 2021; 19:33

4. Kato-Lin Y., Kumar U.B., Sri Prakash B. et al. Impact of Pediatric Mobile Game Play on Healthy Eating Behavior: Randomized Controlled Trial // JMIR Mhealth Uhealth. – 2020; 8(11): e15717

Вернуться к новостям