Новости
Оториноларингология: обзор зарубежных новостей. Январь
Яндекс-картинки
- 03.02.2021
- 1124
Приветствую всех оториноларингологов (и не только) в нашем блоге. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор наиболее интересных зарубежных новостей.
1. The future role of technology in rhinology (D. Whitehead)1.
Первая статья в сегодняшнем обзоре посвящена внедрению новых технологий в оториноларингологическую практику – искусственного интеллекта, а также новых инструментов. Автор статьи отмечает, что сегодня особенно быстрыми темпами развивается ринология. Пандемия COVID-19 ускорила внедрение в ринологическую практику одноразовых инструментов, в том числе – одноразовых эндоскопов «чип на кончике». По его мнению, современные системы искусственного интеллекта могут быть легко интегрированы в рабочие процессы, позволяя хранить изображения и видео на центральных серверах хранения изображений, а также обеспечивая прямую передачу удаленных эндоскопических изображений с помощью Microsoft Teams, Zoom или Proximie. Это уже обеспечило существенные преимущества в снижении риска заражения COVID-19 стажеров, а также позволяет делать ретроспективные заключения об обследованиях, проведенных ранее или в других лечебных учреждениях. Кроме того, существующие сегодня возможности хирургического лечения заболеваний ЛОР-органов будут расширены за счет компьютерного взаимодействия мозга с навигационными системами эндоскопической хирургии пазух.
Далее автор обращается к новым возможностям лечения вазомоторного ринита, лечение которого, по его мнению, представляет немалую проблему. Перспективным методом представляется криохирургия постганглионарных волокон крыловидного ганглия – его следует рассмотреть в случаях, рефрактерных к другим видам лечения.
Новые технологические достижения могут привести к росту количества операций на синусах, выполняемых на бодрствующем пациенте. Автор замечает, что амбулаторная хирургия пазух носа более технически сложна для хирурга, но уже является реальностью.
Технический прогресс затронул и функциональную ринопластику. Трехмерная визуализация лица пациентов до и после операции с использованием стереофотограмметрии, которая используется в настоящее время, является дорогостоящей и громоздкой. Однако, сегодня видео со смартфона позволяет сделать точную 3D-модель лица пациента, а камера TruDepth iPhone может реконструировать виртуальную версию лица с высоким разрешением. Внедрение в практику сенсора LiDAR (Light Detection and Ranging) на новом iPhone позволяет сделать этот процесс более быстрым и точным.
Далее автор статьи кратко останавливается на возможностях ультразвуковой или пьезоэлектрической ринопластики, которая была впервые описана Робиони и популяризирована Жербо ( Франция). Эта техника позволяет проводить более точную остеотомию и скульптуру носовых и верхнечелюстных костей, предотвращая при этом повреждение мягких тканей и хрящей. В итоге, в некоторых случаях можно полностью избежать остеотомии.
2. The outcome of fluticasone nasal spray on anosmia and triamcinolone oral paste in dysgeusia in COVID-19 patients (Singh C.V., Jain S., Parveen S.)2.
Следующая публикация посвящена такой актуальной сегодня теме как возможности терапии утраты обоняния и вкусовых ощущений у пациентов с COVID-19. Целью исследования, проведенного авторами, было изучение результатов применения назальных спреев флутиказона при нарушениях обоняния и пасты триамцинолона при нарушении вкуса в группе лабораторно подтвержденных пациентов с SARS-CoV-2. В качестве контрольной группы были обследованы пациенты с аналогичными симптомами, которые не получали специального лечения по поводу данных симптомов. В этой группе проводился только мониторинг этих симптомов для сравнения времени восстановления.
120 включенных в исследование пациентов были протестированы на 1-й и 5-й дни после доказанной инфекции методом RT-PCR.
В результате было установлено, что в экспериментальной группе после применения спрея флутиказона и пасты триамцинолона наблюдалось статистически значимое улучшение распознавания всех запахов и вкуса на 5-й день по сравнению с 1-м днем. В то же время, у пациентов контрольной группы какой-либо динамики распознавания запаха или вкуса на 5-й день не наблюдалось.
На основании этих данных авторы пришли к выводу, что использование назального спрея флутиказона и пасты триамцинолона оказало выраженное влияние на обоняние и вкусовую чувствительность.
3. Prophylactic antibiotics after endoscopic sinus surgery for chronic rhinosinusitis: a randomized, double‐blind, placebo‐controlled noninferiority clinical trial (Lehmann A.E., Raquib A.R., Siddiqi S.H. et al.)3.
В статье обсуждается эффективность профилактического назначения антимикробной терапии после эндоскопической хирургии синуса (ЭХС). Авторы отмечают, что нередко подобная терапия рассматривается как рутинная практика, но данные, подтверждающие ее эффективность на сегодняшний день недостаточны. В проведенном исследовании они стремились оценить влияние назначения антибиотиков после ЭХС на вероятность развития инфекционного процесса, качество жизни (КЖ) и эндоскопические показатели.
Было проведено рандомизированное двойное слепое плацебо‐контролируемое исследование, сравнивающее эффективность назначения амоксициллин‐клавуланата и плацебо после ЭХС. Взрослые пациенты (N = 77) с хроническим риносинуситом, перенесшие ЭХС, были рандомизированы на группу с антимикробной терапией (N = 37) или плацебо (N = 40). Наблюдение за ними проводилось в течение 1,3 ± 0,3 и 8,8 ± 3,9 недель после операции.
В итоге, было установлено, что плацебо не уступало антибиотикопрофилактике в отношении результатов опроса пациентов с помощью теста оценки исхода болезней носа и околоносовых пазух (Sino‐Nasal Outcome Test-22). Не было достоверных различий между группами и по динамике результатов эндоскопии (по шкале Лунда-Кеннеди) или частоте послеоперационных инфекций (2,6% против 2,4% соответственно; р = 0,96). В то же время, частота диареи была достоверно выше в группе антимикробной терапии (24,3% против 2,5%; относительный риск = 10,8; р = 0,02).
В конце статьи авторы приходят к выводу, что плацебо не уступало профилактическому назначению антимикробной терапии после ЭХС у пациентов с хроническим риносинуситом в отношении течения послеоперационного периода. Они также отметили, что полученные данные дополняют растущее число доказательств того, что рутинное профилактическое применение антибиотиков в послеоперационном периоде не улучшает исходы после ЭХС, но при этом значительно увеличивает частоту диареи.
4. Risk factors of post-tonsillectomy hemorrhage in adults (Inuzuka Y., Mizutari K., Kamide D. et al.)4.
Последняя в сегодняшнем обзоре публикация посвящена оценке факторов риска кровотечения после тонзиллэктомии у взрослых пациентов. Авторы отмечают, что, несмотря на то, что операция тонзиллэктомии проводится довольно часто, эти факторы остаются не до конца выясненными.
Было проведено ретроспективное исследование результатов тонзиллэктомии у 325 взрослых пациентов.
Авторы выявили, что в целом после тонзиллэктомии кровотечение отмечалось у 21,8% пациентов, а в 1,5% случаев пациентам потребовалась повторная операция с целью гемостаза. Наиболее часто кровотечения возникали в 0-6 день послеоперационного периода. После статистической обработки данных исследователи выявили общие факторы риска кровотечения после тонзиллэктомии. Так, факторами риска кровотечения в первый день послеоперационного периода были курение и пожилой возраст, а на второй день и позже – курение и мужской пол.
Авторы резюмируют, что, учитывая полученные результаты, отказ от курения, является обязательным для пациентов, готовящихся к тонзиллэктомии, чтобы избежать кровотечения в послеоперационном периоде.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.
Список литературы:
1. Whitehead D. The future role of technology in rhinology // ENT and Audiology News
2. Singh C.V., Jain S., Parveen S. The outcome of fluticasone nasal spray on anosmia and triamcinolone oral paste in dysgeusia in COVID-19 patients // American Journal of Otolaryngology. – 2021. – Vol. 42, Iss. 3. (published on-line)