Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Декабрь
- 25.12.2020
- 1166
Приветствую всех онкологов в нашем блоге. Сегодня вашему вниманию представляется краткий обзор наиболее интересных зарубежных событий в области онкологии за последние месяцы.
1. COVID-19 Vaccines and Cancer Patients (G. Miller). Начнем с наиболее актуальной на сегодняшний день новости – возможности вакцинации онкологических пациентов от COVID-191. В связи с тем, что буквально в последние дни и недели было объявлено о завершении испытаний вакцин в разных странах, эта проблема приобрела особую остроту.
По мнению Н. Дисис (онколог, директор Института трансляционных медицинских наук и института вакцин против рака Вашингтонского университета, Сиэтл, штат Вашингтон) предполагается, что онкологические больные будут реагировать на вакцины. Ранее некоторые специалисты высказывали сомнение в том, что больные раком смогут выработать иммунный ответ на вакцины. Однако, данные по другим вирусным вакцинам показали обратное. Например, накоплен немалый опыт исследований вакцинации против гриппа у онкологических больных, и в целом эти вакцины обеспечивали защиту у данной группы пациентов.
Исключение могут составить пациенты с гематологическими злокачественными новообразованиями, при которых иммунная система поражена, вследствие чего развивается глубокая иммуносупрессия. На сегодняшний сведения об эффективности иммунизации в течение этого периода иммуносупрессии скудны, но имеющиеся данные свидетельствуют о том, что после того, как раковые больные пройдут этот период иммуносупрессии, они могут быть успешно вакцинированы.
Важное значение для больных раком, вероятно, будет иметь тип вакцины. В частности, не считаются хорошим выбором для них аттенуированные живые коронавирусные вакцины (особенно для пациентов с быстро прогрессирующим заболеванием или получающих химиотерапию). В этом случае ослабленные живые вирусы могут вызвать развитие легкой инфекции.
Наиболее эффективными у онкологических пациентов, особенно с солидными опухолями, по мнению Н. Дисис, могут стать генетические или мРНК вакцины (например, разработанные Pfizer-BioNTech и Moderna), поскольку эта технология изначально была разработана для борьбы с раком, и исследования показали, что пациенты могут генерировать иммунные реакции на связанные с раком белки с помощью этого типа вакцины. В то же время, Н. Дисис отмечает, что наше понимание эффективности вакцинации от COVID-19 у онкологических пациентов сейчас очень ограничено. Ни Pfizer-BioNTech, ни Moderna в своих первых докладах не упоминают больных раком.
Два самых важных вопроса вакцинации онкологических больных - это дозирование и планирование бустера. Потенциальные дефекты функции лимфоцитов у онкологических больных могут потребовать уникальных начальных доз и бустерных графиков. Что касается сроков, то неясно, как активная терапия может повлиять на иммунный ответ пациента на вакцинацию и должны ли вакцины быть приурочены к циклам терапии.
Доступ к вакцинам может зависеть от того, рассматриваются ли раковые больные как уязвимая группа населения. Те, кто подвержен более высокому риску развития тяжелой формы COVID-19, явно имеют большую потребность в вакцинации. Хотя есть данные, свидетельствующие о том, что раковые больные подвергаются более высокому риску, они несколько противоречивы, отчасти потому, что раковые больные представляют собой гетерогенную группу. Например, есть данные, свидетельствующие о том, что больные раком легких и крови представляют собой более уязвимую группу по сравнению с больными раком иных локализаций. Существует также предположение, что, как и в общей популяции, риск COVID у онкологических больных преимущественно обусловлен сопутствующими заболеваниями. Таким образом, вполне вероятно, что индивидуальное решение о вакцинации среди онкологических больных будет основываться на таких персонализированных факторах риска, как тип терапии рака, локализация опухоли и сопутствующие заболевания.
2. FDA OKs First Oral Hormone Tx for Advanced Prostate Cancer (N. Mulcahy). Следующее событие в нашем обзоре – это одобрение Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) пероральной формы андрогенной депривационной терапии (АДТ), известную как Регулоликс (Orgovyx), для лечения взрослых пациентов с прогрессирующим раком предстательной железы2. Релуголикс - это пероральный антагонист гонадотропин-рилизинг-гормона. Препарат предотвращает выработку гипофизом лютеинизирующего гормона и фолликулостимулирующего гормона, тем самым уменьшая количество тестостерона, которое могут вырабатывать яички.
Эффективность препарата была доказана в открытом исследовании HERO. 930 пациентов с местно-распространенным или метастатическим раком предстательной железы были рандомизированы для получения пероральных инъекций релуголикса или лейпролида один раз в день каждые 3 месяца в течение 48 недель. Исследование достигло своей первичной конечной точки, продемонстрировав, что кастрация в течение 48 недель поддерживалась у 96,7% мужчин, получавших релуголикс, против 88,8% пациентов, получавших лейпролид; кастрационный уровень тестостерона должен был быть достигнут к 29-му дню и затем поддерживаться до конца курса лечения.
Регулоликс обладает «потенциалом стать новым стандартом для АДТ и прогрессирующего рака предстательной железы», - прокомментировал исследование исследователь Нил Д. Шор, доктор медицинских наук из Каролинского урологического исследовательского центра, на ежегодном собрании Американского общества клинической онкологии (ASCO) в 2020 году, где впервые были представлены результаты. Однако, как отметил Д.Р. Уайз, доктор медицинских наук, доктор философии (онкологический центр Перлмуттера в Нью-Йоркском университете Langone Health, Нью — Йорк), препарат будет применяться только для определенных подгрупп пациентов, а именно для пациентов с неотягощенным анамнезом сердечно-сосудистых заболеваний, у которых нет желудочно-кишечной мальабсорбции.
Кроме того, новая форма препарата в виде таблеток означает сокращение количества посещений врача, что является дополнительным преимуществом во время пандемии COVID-19, заявил Ричард Паздур, доктор медицинских наук, исполняющий обязанности директора Управления онкологических заболеваний Центра оценки и исследований лекарственных средств FDA.
Однако, новый препарат не лишен и некоторых недостатков. По данным FDA, наиболее распространенными побочными эффектами релуголикса являются так называемые «приливы», повышение уровня глюкозы, повышение уровня триглицеридов, болевые ощущения в опорно-двигательном аппарате, снижение гемоглобина, усталость, запор, диарея и повышение уровня некоторых печеночных ферментов. Кроме того, медицинские работники должны рассмотреть возможность проведения пациентами периодического электрокардиографического мониторинга, а также периодического контроля уровня электролитов.
3. New Standard Emerges for Locally Advanced Rectal Cancer (P. Harrison). Следующая новость посвящена обсуждению нового подхода к лечению пациентов с высоким риском местнораспространенного рака прямой кишки, который позволяет снизить частоту неудачных исходов лечения, а также повысить частоту органосохранения по сравнению с традиционным подходом3. В ходе 3-й фазы испытания RAPIDO было установлено, что у пациентов, получавших короткий курс лучевой терапии с последующей химиотерапией до операции, через 3 года реже отмечались неудачные исходы лечения по сравнению с традиционным подходом неоадъювантной химиолучевой терапии с последующей операцией (±адъювантная химиотерапия). Исследователи также отметили, что этот экспериментальный подход к лечению также удваивает частоту полного ответа по сравнению со стандартным лечением, что является дополнительным бонусом, поскольку это может увеличить возможность применения нехирургических методов лечения и сохранения органов. «Предоперационная лучевая терапия коротким курсом с последующей химиотерапией и тотальным мезоректальным иссечением может рассматриваться как новый стандарт лечения», - заключают исследователи.
Существенным преимуществом этого подхода к лечению данного контингента пациентов — особенно в эту эпоху COVID-19 — является сокращение количества дней лечения, проведенных в медицинских учреждениях (12 дней по сравнению с 25-28 днями при традиционном подходе только для предоперационного периода), отмечают исследователи. «Если проводить адъювантную химиотерапию...сокращение будет еще более выраженным», добавляют они, - и это сокращение времени, проведенного в больнице, минимизирует риск инфицирования COVID-19 для этих пациентов…».
Однако, у исследования имеются и некоторые ограничения. Так, 40% выборки составили пациенты старше 65 лет, в связи с чем редакторы журнала Lancet Oncology, в котором были опубликованы результаты, добавляют предостережение: «будет ли этот новый подход к лечению иметь аналогичные результаты у более молодой популяции с агрессивным течением заболевания … неизвестно».
4. Breakthrough technology boosts breast cancer diagnosis (University of Leeds). Следующая новость сегодняшнего обзора касается новой технологии диагностики рака молочной железы, разработанной в рамках партнерства между университетом Лидса и 4-D Path, Бостонской компанией, производящей компьютерные диагностические продукты для диагностики рака4. Разработчики назвали эту технологию «4-D Q-plasia OncoReader Breast». Она предполагает использование оцифрованных снимков раковой ткани молочной железы для диагностики заболевания с повышенной точностью. О ее эффективности свидетельствует тот факт, что сегодня градация рака, диагностированная гистопатологом, изменяется после операции в 20% случаев, но применение данного устройства позволило снизить этот показатель до менее чем 5%. В свою очередь, более точная предоперационная диагностика позволит минимизировать объем хирургического вмешательства.
5. ASO Author Reflections: Surgery Offers Survival Advantage in Treatment-Responsive Metastatic Breast Cancer (Stahl K., Dodge D., Shen C.). Завершить сегодняшний обзор хочу статьей, посвященной возможностям хирургического лечения метастатического рака молочной железы5. В преамбуле авторы, со ссылкой на литературные источники, отмечают, что для этой группы пациентов с течение длительного времени основным методом лечения была системная терапия, в то время как эффективность использования хирургических методов оставалась не ясной. Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), проведенные в Индии, Турции и Австрии пришли к выводу, что хирургическое вмешательство не дает преимущества в выживаемости, однако эти результаты были подвергнуты сомнению, и некоторые авторы отметили снижение смертности от 35 до 50%.
В анализируемом исследовании использовалась Национальная онкологическая база данных для изучения эффективности лечения пациенток с IV стадией рака молочной железы и известным HER2-статусом, которые прошли системную терапию с хирургическим вмешательством или без него. В результате авторы обнаружили, что использование хирургического вмешательства ассоциировалось с лучшей выживаемостью независимо от биологического подтипа рака. Дальнейшая неоадъювантная системная терапия была наиболее успешной у пациенток ER +, PR + или HER2 + типами рака.
На этом сегодняшний обзор завершаю. Поздравляю всех с наступающим Новым годом. До встречи в январе.
Список литературы:
1. Miller G. COVID-19 Vaccines and Cancer Patients: 4 Things to Know // Medscape. - Dec 18, 2020
2.Mulcahy N. FDA OKs First Oral Hormone Tx for Advanced Prostate Cancer // Medscape. - Dec 18, 2020
3. Harrison P. New Standard Emerges for Locally Advanced Rectal Cancer // Medscape. - Dec 18, 2020
4. Breakthrough technology boosts breast cancer diagnosis / University of Leeds