количество зарегистрированных пользователей: 66696

Rumedo Медицинский образовательный портал

МЕДИЦИНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Академия инновационного образования

Новости

Ингибиторы SGLT2 бесполезны при COVID-19

Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)

Результаты недавнего исследования не подтвердили эффективность применения ингибиторов натрий-глюкозного ко-транспортера-2 (SGLT2) у пациентов, госпитализированных с COVID-19 – сообщает портал Medical Dialogues1.

В проспективном мета-анализе рандомизированных контролируемых исследований, в которых оценивались данные более, чем 6000 пациентов, госпитализированных с COVID-19, исследователи не обнаружили убедительных доказательств того, что применение ингибиторов SGLT2 по сравнению с плацебо или обычным лечением снижает 28-дневную смертность от всех причин или улучшает другие заранее определенные показатели эффективности.

Результаты последнего исследования были представлены на заседании "горячей линии" на конгрессе ESC (Европейское общество кардиологов) 2023.

Ранее было показано, что лечение, направленное на патобиологические механизмы COVID-19, такую как нарушение регуляции иммунных реакций, повреждение эндотелия, микрососудистый тромбоз и воспаление, улучшает ключевые исходы в этой группе пациентов. Ингибиторы SGLT2, которые модулируют аналогичные механизмы, обеспечивают защиту сердечно-сосудистой системы и предотвращают прогрессирование заболевания почек у пациентов с риском этих событий. (например, при диабете 2 типа, сердечной недостаточности и заболеваниях почек), а также может привести к защите органов в условиях острого заболевания, такого как COVID-19. Однако, роль ингибиторов SGLT2 у пациентов, госпитализированных с COVID-19, остается неопределенной.

В ранее завершенном исследовании DARE-19 сообщалось, что ингибитор SGLT2 дапаглифлозин, хотя и безопасен, но не приносит пользы пациентам с COVID-19, у которых были кардиометаболические факторы риска (т.е. пациентам с высоким риском прогрессирования до тяжелой формы COVID-19). Для удовлетворения потребности в более точных данных об эффективности и для обоснования рекомендаций по клинической практике, Рабочая группа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по быстрой оценке фактических данных для лечения COVID-19 (REACT) провела проспективный мета-анализ, используя совокупные данные рандомизированных контролируемых исследований, в которых оценивалась эффективность ингибиторов SGLT2 у пациентов, госпитализированных с COVID-19.

В мета-анализе оценивалось влияние ингибиторов SGLT2 по сравнению с обычным лечением или плацебо на 28-дневную смертность от всех причин (первичный исход) и другие конечные точки эффективности у пациентов, госпитализированных с COVID-19. Основным результатом безопасности был кетоацидоз в течение 28 дней. Испытания были выявлены в результате систематического поиска в базах данных clinicaltrials.gov , EudraCT и реестре ISRCTN в период с ноября 2022 по январь 2023 года. Исследователи, участвовавшие в каждом испытании, предоставили заранее определенные сводные данные о результатах, в целом и внутри подгрупп, представляющих интерес.

В итоге, в анализ были включены три подходящих испытания (DARE-19, RECOVERY и ACTIV-4A). В целом, в этих исследованиях было рандомизировано 6096 участников (3025 получили ингибиторы SGLT2 и 3071 - обычное лечение или плацебо) из США, Великобритании, Бразилии, Канады, Мексики, Аргентины, Индии, Испании, Непала, Индонезии, Вьетнама, Южной Африки и Ганы. Средний возраст участников во всех исследованиях варьировался от 62 до 73 лет, 2381 пациент (39%) были женщинами, а 1547 (25%) страдали сахарным диабетом 2 типа на момент рандомизации.

Через 28 дней после рандомизации произошел 351 случай смерти среди 3025 пациентов, рандомизированных на ингибиторы SGLT2, и 382 случая смерти среди 3071 пациента, рандомизированных на обычное лечение или плацебо. Суммарное отношение шансов (OR) составило 0,93 (95% доверительный интервал [ДИ] 0,79-1,08; р=0,33) для ингибиторов SGLT2, что соответствовало результатам всех исследований. Это соответствовало абсолютному риску смертности в 11,7% при применении ингибиторов SGLT2 по сравнению с предполагаемым риском смертности в 12,4% при обычном лечении или плацебо.

Что касается вторичных конечных точек, данные о внутрибольничной и 90-дневной смертности от всех причин были доступны только для двух из трех исследований (DARE-19 и ACTIV-4A), но результаты были аналогичными (отношение рисков составило 0,85 (95% ДИ 0,60-1,22, р=0,37) и 0,82 (95% ДИ 0,62-1,10, р=0,18_ соответственно. Результаты также были аналогичными для вторичных исходов: прогрессирования острого повреждения почек, потребности в диализе или смерти, прогрессирования инвазивной искусственной вентиляции легких, экстракорпоральной мембранной оксигенации или смерти.

Первичная конечная точка безопасности (кетоацидоза) через 28 дней наблюдалась у 7 и 2 пациентов, получавших ингибиторы SGLT2 и обычное лечение или плацебо, соответственно. В целом, частота зарегистрированных серьезных побочных эффектов была практически одинаковой в группах лечения.

Ведущий автор сказал: “В этом проспективном мета-анализе рандомизированных контролируемых исследований, в которых оценивались более 6000 пациентов, госпитализированных с COVID-19, мы не нашли убедительных доказательств того, что применение ингибиторов SGLT2 по сравнению с обычным лечением или плацебо снижает 28-дневную смертность от всех причин или улучшает другие заранее определенные показатели эффективности. Эти данные не подтверждают использование ингибиторов SGLT2 в качестве стандартной терапии в данных клинических условиях. Никаких новых сигналов безопасности при применении ингибиторов SGLT2 в этой популяции пациентов обнаружено не было, и прекращение их приема во время острого заболевания для пациентов, которые получают их по другим показаниям, таким как сердечная недостаточность, хроническое заболевание почек или диабет 2 типа, по-видимому, не является оправданным”.

Список литературы:

1. Kohli K.K. SGLT2 inhibitors failed to improve survival in patients hospitalised with COVID-19 // Medical Dialogues (31.08.2023)

Вернуться к новостям