Новости
Гастроэнтерология: обзор зарубежных новостей. Январь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 24.01.2023
- 91
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с обзором новостей гастроэнтерологии за январь.
1. Does Appendectomy Raise the Risk for Colorectal Cancer? (Brooks M.)
Аппендэктомия может привести к негативным изменениям в микробиоме кишечника, которые способствуют развитию колоректального рака (КРР), говорится в новом докладе китайских специалистов.
Растущее количество фактических данных свидетельствует о том, что микробы в кишечнике могут играть определенную роль в риске развития КРР, а другие исследования показывают, что аппендикс может играть определенную роль в поддержании разнообразия кишечного микробиома. Однако вопрос о том, влияет ли удаление аппендикса на риск развития КРР у человека, остается спорным. В текущем исследовании авторы стремились лучше понять возможную связь между аппендэктомией и риском КРР.
Команда провела исследование, состоящее из трех частей: (1) проанализировала популяцию из 129 155 взрослых, которым была сделана аппендэктомия, и лиц без аппендэктомии в анамнезе, чтобы оценить возможную клиническую связь между аппендэктомией и риском КРР; (2) выполнила секвенирование фекальной метагеномики для оценки характеристик микробиома кишечника в случаях аппендэктомии по сравнению с контролем; и (3) исследовали мышиную модель КРР с аппендэктомией, чтобы раскрыть механизм индуцированного аппендэктомией колоректального онкогенеза.
Исследователи обнаружили, что за 20-летнее наблюдение риск развития КРР увеличился на 73% в случаях аппендэктомии (скорректированный коэффициент риска [HR], 1,73; P < 0,001). Риск КРР и дисбактериоз кишечника были более выражены у взрослых старше 50 лет с аппендэктомией в анамнезе.
В ходе анализа микробиома кишечника команда провела метагеномное секвенирование образцов фекалий 314 участников — 157 пациентов с аппендэктомией и 157 контрольных — и обнаружила значительные изменения в микробиоме кишечника в случаях аппендэктомии. Изменения характеризовались обогащением микробиома семью бактериями, способствующими развитию КРР, включая Bacteroides vulgatus и Bacteroides fragilis, и истощением пяти полезных бактерий, включая Collinsella aerofaciens и Enterococcus hirae.
Наконец, чтобы изучить влияние аппендэктомии на дисбактериоз кишечника и развитие КРР, исследователи выполнили аппендэктомию или фиктивную процедуру на мышиной модели с КРР, индуцированным канцерогеном, и обнаружили, что аппендэктомия, по-видимому, способствует опухолеобразованию, вызывая дисбактериоз кишечника.
По мнению рецензентов публикации, необходима осторожность при интерпретации результатов, которые "нуждаются в подтверждении в более широких и разнообразных когортах".
2. Dietitian: Focus on ‘more options, less restrictive diets’ in Crohn’s management (Burba K.)
Диетотерапия пациентов с болезнью Крона должна быть сосредоточена на увеличении разнообразия потребляемых продуктов, а не на ограничениях, считает докладчик на Конгрессе по болезни Крона (БК) и колиту.
Приоритеты диетотерапии у пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника (ВЗК) включают оптимизацию режима питания, облегчение симптомов со стороны системы пищеварения, уменьшение воспаления и оценку качества жизни, рассказала присутствующим Терезия Алчуфете, ведущий диетолог отделения гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Медицинском центре Университета Питтсбурга. И хотя диетотерапия может повысить качество жизни пациента независимо от стадии его заболевания, это особенно верно для тех, кто находится в стадии ремиссии. Она посоветовала врачам пересмотреть индивидуальные цели питания со своими пациентами, когда они находятся в стадии ремиссии, и поощрять их к большему разнообразию питания, если у них нет стриктур или обструктивных изменений. Дополнительные опции включают пропаганду “сбалансированного питания”, включение большего количества растительных продуктов, а также распознавание и идентификацию продуктов, которые раздражают кишечник и вызывают симптомы пищевой непереносимости.
И наоборот, для пациентов с активным заболеванием основной целью питания должно быть увеличение потребления калорий и белка, несмотря на их потенциальное отвращение к пище, которая, как считается, ухудшает симптомы. “Мы можем сделать это, увеличив частоту их приема пищи, но сделав эти приемы пищи меньше по объему”, - сказал Алчуфете. “Кроме того, очень полезна в этом случае была бы модификация текстуры пищи”.
По ее словам, простое решение свести к минимуму чрезмерное ограничение некоторых продуктов - “сделать их мягкими”, увеличив количество растворимых волокон и уменьшив количество нерастворимых.
Рассматривая устоявшиеся диетические стратегии лечения БК, Алчуфете отметила, что средиземноморская диета имеет положительный эффект, помогая пациентам улучшить пищеварение и достичь симптоматической и клинической ремиссии.
3. Deep meditation may alter gut microbes for better health (British Medical Journal).
Регулярная глубокая медитация, практикуемая в течение нескольких лет, может помочь регулировать микробиом кишечника и потенциально снизить риски физических и психических расстройств, говорится в небольшом сравнительном исследовании, опубликованном в журнале General Psychiatry.
Исследования показывают, что микробиом кишечника может влиять на настроение и поведение через ось кишечник–мозг. Это влияние включает в себя иммунный ответ организма, гормональную сигнализацию, реакцию на стресс и активность блуждающего нерва. Чтобы прояснить взаимосвязь между составом микробиома икишечника и глубокими медитациями, исследователи проанализировали образцы кала и крови 37 тибетских буддийских монахов из трех храмов и 19 светских жителей в соседних районах. Монахи, участвовавшие в этом исследовании, практиковали глубокую медитацию по крайней мере по 2 часа в день в течение от 3 до 30 лет.
Ни один из участников не использовал средства, которые могут изменить объем и разнообразие кишечных микробов: антибиотики; пробиотики; пребиотики; или противогрибковые препараты в течение предыдущих 3 месяцев. Обе группы были сопоставимы по возрасту участников, их рациону питания, АД и пульсу.
Анализ образцов кала выявил значительные различия в разнообразии и объеме микробов между монахами и их соседями. Виды Bacteroidetes и Firmicutes доминировали в обеих группах, как и следовало ожидать. Но образцы кала монахов были значительно более обогащены Bacteroidetes (29% против 4%), а также содержали большое количество Prevotella (42% против 6%) и большое количество Megamonas и Faecalibacterium.
По мнению авторов, эти виды бактерий связаны с меньшим риском развития психических расстройств, поскольку они могут играть определенную роль в психическом здоровье.
Затем исследователи применили передовую аналитическую технику, чтобы предсказать, на какие химические процессы могут влиять микробы кишечника. Полученные данные указывало на то, что у людей, занимающихся медитацией были усилены несколько защитных противовоспалительных путей.
Наконец, анализ образцов крови показал, что уровни веществ, связанных с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний, включая общий холестерин и аполипопротеин В, были значительно ниже у монахов, чем у их светских соседей.
Основываясь на своих выводах, исследователи предполагают, что роль медитации в предотвращении или лечении психосоматических заболеваний определенно заслуживает дальнейшего изучения. В заключении они отметили: "Эти результаты свидетельствуют о том, что длительная глубокая медитация может оказывать благотворное влияние на микробиоту кишечника, позволяя организму поддерживать оптимальное состояние здоровья".
Новое исследование показало, что квадротерапия терапия второй линии на основе левофлоксацина не превосходит терапию на основе висмута при лечении инфекции H. pylori. Результаты исследования были опубликованы в журнале The Lancet Gastroenterology and Hepatology.
После неудачных попыток терапии на основе кларитромицина, терапия на основе левофлоксацина или квадротерапия терапия на основе висмута являются рекомендуемыми схемами второй линии для эрадикации Helicobacter pylori. Однако, за последнее десятилетие резистентность к левофлоксацину значительно возросла. Поскольку существует мало данных о долгосрочном влиянии эрадикации H. pylori на резистентность к антибиотикам, авторы провели исследование, чтобы сравнить эти эрадикационные схемы лечения второй линии по эффективности, переносимости, а также краткосрочному и долгосрочному воздействию на микробиоту кишечника, резистентность к антибиотикам и метаболические параметры.
Многоцентровое открытое рандомизированное контролируемое исследование с параллельными группами было проведено в восьми больницах Тайваня в период с 25 февраля 2015 года по 11 декабря 2020 года. Взрослые пациенты в возрасте ≥20 лет с персистирующей инфекцией H. pylori после терапии на основе кларитромицина первой линии были рандомизированы (1:1) для получения последовательной квадротерапии на основе левофлоксацина в течение 14 дней (EAML14 – 280 пациентов) или квадротерапии на основе висмута в течение 10 дней (BQ10 – 280 пациентов).
Схема EAML14 включала: эзомепразол 40 мг и амоксициллин 1 г в течение 7 дней, затем эзомепразол 40 мг, метронидазол 500 мг и левофлоксацин 250 мг в течение 7 дней (все препараты принимались два раза в день).
Схема BQ10 включала: эзомепразол по 40 мг два раза в день, трикалий дицитрат висмута по 300 мг четыре раза в день, тетрациклин по 500 мг четыре раза в день и метронидазол по 500 мг три раза в день
Первичной конечной точкой была скорость эрадикации H. pylori, измеренная с помощью дыхательного теста с мочевиной 13C через 6 недель после лечения. Метагеномное секвенирование Shotgun и секвенирование гена 16S рРНК были использованы для определения состава микробиоты и антибиотикорезистентности образцов кала, собранных на исходном этапе (до лечения) и через 2 недели, 8 недель и 1 год после эрадикационной терапии. У всех участников была оценена частота побочных эффектов и изменений в микробиоте кишечника и резистентности к антибиотикам.
Основные выводы исследования:
- Средний возраст пациентов составил 55,9 лет в группе EAML14 и 54,9 лет в группе BQ10.
- Эрадикация H. pylori была достигнута у 246 из 280 участников (88%) в группе EAML14 и у 245 из 280 (88%) в группе BQ10.
- Временное нарушение разнообразия фекальной микробиоты на 2-й неделе было в значительной степени восстановлено до исходного состояния через 1 год – как после EAML14, так и после BQ10.
- По сравнению с EAML14, в группе BQ10восстановление разнообразия микробиома происходило медленнее, и восстановление численности видов было частичным после обеих схем терапии.
- Секвенирование Shotgun показало значительное увеличение общего резистома после EAML14 (p=0·0002) и BQ10 (p= 4·3 × 10-10) на 2-й неделе, которые были восстановлены до исходного уровня 8-й неделе.
- Показатели резистентности Escherichia coli и Klebsiella pneumonia к левофлоксацину, ципрофлоксацину, ампициллину (ампициллин–сульбактам при К-пневмонии) и различным цефалоспоринам были значительно повышены в группе EAML14 по сравнению с группой BQ10 на 2-й неделе, затем восстановились до исходного уровня, и не показали существенных различий на 8-й неделе и через год.
- Терапия BQ10 показала значительно более высокую частоту побочных эффектов (211 [77%] из 273 участников), чем после терапии EAML14 (134 [48%] из 277; р<0·0001).
Таким образом, не наблюдалось существенной разницы между квадротерапией второй линии на основе левофлоксацина и терапией на основе висмута при лечении инфекции H. pylori.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.