Фтизиатрия: обзор зарубежных новостей. Октябрь-2023

Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором зарубежных новостей за октябрь.

1. New research points out ways to improve tuberculosis vaccines (University of Pittsburgh)

Новое исследование Центра исследований вакцин Питтсбургского университета, опубликованное в журнале Экспериментальной медицины, описывает ранее недооцененную роль класса иммунных клеток на ранних стадиях туберкулезной инфекции (ТБ).

Исследователи обнаружили, что врожденные CD8+ лимфоциты — подтип белых лейкоцитов, участвующих в быстром иммунном ответе, — необходимы для борьбы с заболеванием. Они также обнаружили, что интерлейкин-15 (IL-15) играет важную роль в контроле инфекции и потенциально может быть использована для повышения эффективности существующих и будущих противотуберкулезных вакцин.

Авторы обнаружили, что инфекция развивалась намного быстрее и распространялась дальше у макак, у которых врожденные CD8+ клетки были истощены, чем у обезьян, у которых общая популяция CD8+ Т-клеток была интактной. Они предполагают, что врожденные CD8+ клетки играют решающую роль в ограничение распространения инфекции на ее ранних стадиях.

Используя метод, называемый бактериальным штрихкодированием, исследователи проследили развитие бактериальных гранулем, которые образовались в ходе заболевания. У животных без врожденных CD8+-клеток исследователи выявили большее распространение бактерий в легких и лимфатических узлах, предполагая, что врожденные CD8+-клетки создают "узкое место", препятствуя развитию активной инфекции.

Любопытно, что исследователи обнаружили, что у обезьян с истощенными врожденными CD8+ клетками другие иммунные клетки пытались взять на себя функцию быстрого реагирования, вероятно, в ответ на стимуляцию IL-15. Но поскольку этим клеткам не хватает естественного механизма, который позволил бы им доставлять молекулы, способные убить бактерию, иммунный ответ на устранение инфекции был неполным.

В качестве следующего шага в своих исследованиях ученые изучают, может ли IL-15, вводимый вместе с существующей противотуберкулезной вакциной, усилить защиту и сделать вакцину более эффективной.

2. Smoking Linked to Alarming Rise in Tuberculosis Relapses and Deaths (Niharika H.B.)

Недавнее новаторское исследование выявило связь между курением и результатами лечения туберкулеза (ТБ). Хотя широко признано, что курение может усугубить течение туберкулеза, это всестороннее исследование дает жизненно важное представление о серьезности проблемы. Исследование подчеркивает острую необходимость решения проблемы курения как существенного фактора, способствующего неблагоприятным исходам туберкулеза, включая рецидивы и смертность во время лечения.

Результаты исследования были опубликованы в журнале CHEST.

На сегодняшний день количество исследований о влиянии курения на рецидивы туберкулеза и смертность во время лечения, а также о связи с бездымным табаком (ST) очень ограниченно. Поэтому исследователи провели систематический обзор и мета-анализ, чтобы понять связь курения с результатами лечения туберкулеза.

Они провели обширный поиск по медицинским базам данных, включая MEDLINE, EMBASE и CINAHL, вплоть до 22 ноября 2021 года. Цель состояла в выявлении эпидемиологических исследований, изучающих взаимосвязь между употреблением табака и результатами лечения туберкулеза. Эти исходы варьировались от рецидивов туберкулеза до смертности во время лечения. В исследовании использовался надежный статистический анализ, дающий всесторонний обзор ситуации.

Полученные данные:

• Из 1249 рассмотренных записей 28 исследований соответствовали строгим критериям включения в мета-анализ.
  • Было обнаружено, что постоянное курение значительно повышает риск рецидива туберкулеза по сравнению с нынешними курильщиками, бывшими курильщиками в прошлом и некурящими.
  • Независимо от того, курили ли люди когда-либо, в настоящее время или в прошлом, риски были неизменно выше по сравнению с теми, кто никогда не курил, что свидетельствует о негативном воздействии курения на исходы туберкулеза.
  • Лица, которые когда-либо курили или курят в настоящее время, сталкивались со значительно повышенной вероятностью смертности во время лечения от туберкулеза по сравнению с теми, кто никогда не курил и не курит в настоящее время, что свидетельствует о прямой связи между курением и неблагоприятными исходами туберкулеза.

Предварительные результаты указывают на повышенный риск плохих результатов лечения туберкулеза среди потребителей бездымного табака по сравнению с теми, кто его не употребляет.

3. New tool makes it easier to diagnose tuberculosis in children (Ludwig Maximilian University of Munich)

Международный исследовательский консорциум, возглавляемый Мюнхенским университетом Людвига Максимилиана (LMU), протестировал новый быстрый аналитический инструмент диагностики туберкулеза, для которого требуется всего лишь взять образец крови из пальца.

Новый диагностический инструмент, который международный исследовательский консорциум протестировал в рамках крупномасштабного исследования в пяти странах, обеспечивает значительный прогресс в этой области. Авторы сообщают о своих выводах в журнале The Lancet Infectious Diseases.

До сих пор наиболее часто используемые тесты на туберкулез были основаны на микробиологическом анализе мокроты. Эти образцы трудно получить у детей. Более того, детский туберкулез часто характеризуется низкой бактериальной нагрузкой и неспецифическими симптомами. "Поэтому срочно необходимы новые тесты", - говорит ведущий автор.

Новый инструмент, который исследователи сейчас протестировали, основан на активности трех специфических генов, которые можно измерить в капиллярной крови. Инновационная полуавтоматическая система позволяет медицинским работникам идентифицировать так называемую транскриптомную сигнатуру этих генов. Эта транскриптомная сигнатура может помочь в диагностике туберкулеза.

Преимущество теста в том, что образец крови можно взять из пальца пальца, а результаты доступны очень быстро: "Мы получаем результаты чуть более чем через час. Для большинства других тестов образцы должны быть отправлены в другие лаборатории для анализа", - говорит автор.

Исследователи протестировали новый инструмент в рамках комплексного исследования туберкулеза RaPaed-TB, которое проводится в Южной Африке, Мозамбике, Танзании, Малави и Индии. В общей сложности в исследование были включены 975 детей в возрасте до 15 лет с подозрением на туберкулез. Чтобы определить точность теста, исследователи дополнительно изучили туберкулезный статус детей, используя стандартизированный эталонный тест, который основан на анализе мокроты и бактериальных культурах.

"Результаты были обнадеживающими", - говорит автор. "По сравнению с выявлением в культуре, тест выявил почти 60% детей с туберкулезом с 90% специфичностью. Это делает тест сопоставимым со всеми другими тестами, работающими с биомаркерами, или лучше их. Бактериальная культура всегда является эталонной, поскольку она дает наиболее стабильные результаты. Но это занимает до восьми недель и часто недоступно там, где есть дети с туберкулезом".

Поскольку эталонная сигнатура нового инструмента была в значительной степени идентифицирована по образцам для взрослых, исследователи ожидают, что точность теста может быть дополнительно улучшена после корректировки расчета сигнатуры для детей.

4. Steroids flop in HIV patients with tubercular meningitis: NEJM (Subramani N.)

Авторы недавнего исследования, опубликованного в New England Journal of Medicine, оценили безопасность и эффективность применения глюкокортикоидов для лечения туберкулезного менингита у пациентов с ВИЧ. Результаты исследования показали, что у ВИЧ-инфицированных взрослых с туберкулезным менингитом не было положительных результатов, дополнительный прием дексаметазона по сравнению с плацебо не показал существенной разницы в выживаемости или какой-либо вторичной конечной точке.

Исследователи провели двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с участием ВИЧ-инфицированных взрослых (старше 18 лет) с туберкулезным менингитом во Вьетнаме и Индонезии. Участники были случайным образом распределены для получения 6-8-недельного курса дексаметазона или плацебо в дополнение к 12 месяцам противотуберкулезной химиотерапии. Первичной конечной точкой была смерть от любой причины в течение 12 месяцев после рандомизации.

Основными результатами исследования являются:

• В общей сложности 520 взрослых были случайным образом распределены для получения либо дексаметазона (263 участника), либо плацебо (257 участников).
  • Средний возраст составил 36 лет; 255 из 520 участников (49,0%) никогда не получали антиретровирусную терапию, и у 251 из 484 участников (51,9%), по имеющимся данным, исходное количество CD4 составляло 50 кл/мм3 или меньше.
  • В течение 12 месяцев наблюдения смерть наступила у 116 из 263 участников (44,1%) в группе дексаметазона и у 126 из 257 участников (49,0%) в группе плацебо (Р=0,22).
  • Предварительно проведенные анализы не выявили подгруппы, которой дексаметазон явно приносил пользу. Частота вторичных конечных явлений, включая случаи воспалительного синдрома восстановления иммунитета в течение первых 6 месяцев, была сходной в исследуемых группах.
  • Число участников, у которых было по крайней мере одно серьезное нежелательное явление, было одинаковым в группе дексаметазона (192 из 263 участников [73,0%]) и группе плацебо (194 из 257 участников [75,5%]) (Р=0,52).

Исследователи пришли к выводу, что “среди ВИЧ-инфицированных взрослых с туберкулезным менингитом дополнительное применение дексаметазона по сравнению с плацебо не принесло пользы в отношении выживаемости или какой-либо вторичной конечной точки”.

Наш обзор завершен. До новых встреч.

1. University of Pittsburgh. New research points out ways to improve tuberculosis vaccines // Medical Xpress (16.10.2023)