Новости
Эрадикация Helicobacter pylori: новые рекомендации.
http://clinicluys.ru/d/386810470.jpg
- 11.02.2021
- 1481
С момента открытия роли Helicobacter pylori (H. pylori) в генезе ряда заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) прошло не одно десятилетие.
Однако, интерес к проблеме инфекции H. pylori в мировом медицинском научном сообществе не угасает. Данной проблематике посвящено огромное количество научных работ, освещаемых на ведущих международных и национальных конгрессах.
Такой интерес далеко не случаен, ведь уровень инфицированности данным микроорганизмом превышает 50% человеческой популяции, что, учитывая ее связь с заболеваниями, опасными своими исходами (желудочно-кишечное кровотечение, перфорация, аденокарцинома желудка и др.), возводит ее в класс социально значимых проблем1.
Широкая интеграция тактики выявления и последующего проведения антихеликобактерной терапии (АХТ) с целью эрадикации инфекции в ряде стран Западной Европы, США, Японии и Австралии позволила существенно снизить уровень инфицированности и заболеваемости H. pylori-ассоциированными заболеваниями. Однако сегодня стоит признать, что современный этап клинического применения АХТ характеризуется рядом негативных тенденций и в первую очередь снижением эффективности классической тройной схемы эрадикационной терапии1.
Американская гастроэнтерологическая ассоциация (AGA) обновила руководство по лечению пациентов с инфекцией Helicobacter pylori, устойчивой к изначальной эрадикационной терапии.
В обновленном руководстве AGA подчеркнула, что инфекция H. pylori — важная проблема здравоохранения, а сам патоген Всемирная организация здравоохранения считает канцерогеном, сообщает MedPage Today со ссылкой на журнал Gastroenterology2.
И хотя лишь у 1—3% зараженных людей развиваются злокачественные опухоли, 15% случаев рака по всему миру связаны с H. pylori, а для рака желудка этот показатель достигает 89%.
Практические советы, представленные в документе, опираются на доступные научные данные и экспертное мнение. Формальная оценка силы или качества доказательств при этом не проводилась, предупреждают авторы2.
Приводим основные постулаты Рекомендаций2:
- помимо устойчивости к антибиотикам идентифицировать другие возможные факторы, которые могли привести к неудачному лечению, такие как несоблюдение режима терапии или недостаточное подавление секреции желудочного сока;
- перед назначением сложных режимов терапии установить препятствия для их соблюдения; объяснить целесообразность терапии и необходимость завершить полный курс, рассказать о дозировании, ожидаемых побочных эффектах;
- рассматривать применение высоких доз и более сильных ингибиторов протонной помпы (ИПП), которые не метаболизируются ферментом печени CYP2C19;
- подробно изучить предшествующее применение антибиотиков; если имело место лечение макролидами или фторхинолонами, следует избегать режимов на основе кларитромицина и левофлоксацина;
- по возможности выбирать более длительные курсы лечения, чтобы снизить риск неудачи;
если неудачу дала четырехкомпонентная терапия на основе висмута – обсудить варианты второй линии терапии, в том числе тройную терапию на основе левофлоксацина или рифабутина с высокими дозами ИПП и амоксициллионом либо другую четырехкомпонентную терапию с висмутом;
- у пациентов без истории анафилаксии – рассмотреть тестирование на аллергию на пенициллины, даже если считается, что такая аллергия имеется, чтобы получить возможность их использования;
- после двух неудачных курсов терапии, несмотря на подтвержденную приверженность пациента лечению, - рассмотреть вариант тестирования на восприимчивость к лекарственным препаратам.
Другие вспомогательные средства, не относящиеся к антибиотикам, такие как статины и пробиотики, также показывают многообещающие результаты в исследованиях, отмечают эксперты. Однако подробные данные по оптимальному применению таких средств пока отсуствуют2.